Свобода перемещения трудовых ресурсов в ЕАЭС к 2025 году

Алексей Старостин

С 1 января 2015 г. начал действовать договор о Евразийском экономическом союзе. Поскольку в ЕАЭС обеспечиваются свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, было серьезно скорректировано миграционное и трудовое законодательство государств — членов ЕАЭС. За два года, прошедшие с момента вступления договора в силу произошли серьезные изменения в миграционной сфере, которые необходимо проанализировать и на основе данного анализа сделать некоторые прогнозы.

Правовая основа передвижения мигрантов в ЕАЭС

Договор о ЕАЭС и сопутствующие ему документы включают целый ряд положений, направленных на обеспечение свободы передвижения внутри государств — членов ЕАЭС при осуществлении гражданами данных стран трудовой деятельности на территории другого государства — члена, а также для членов их семей. В кратком виде эти нормы можно представить следующим образом:

1. Лица, желающие работать на территории другого государства ЕАЭС, и члены их семей могут находиться на территории другого государства без регистрации в течение 30 дней. В дальнейшем они регистрируются по месту пребывания на срок, определяемый действием трудового договора;

2. Граждане одного государства — члена ЕАЭС при пересечении границы другого государства — члена по загранпаспорту не заполняют миграционную карту в том случае, если срок их пребывания не превышает 30 дней. Отметка о пересечении границы ставится в загранпаспорт;

3. Гражданам государства — члена ЕАЭС не требуется оформлять разрешение на осуществление трудовой деятельности на территории другого государства — члена. Трудовую деятельность они могут осуществлять на основании трудового или гражданско-правового договора;

4. На территории всех государств — членов ЕАЭС действует прямое признание дипломов и квалификаций, не требуется прохождение процедуры нострификации документов об образовании. Данная норма установлена п. 3. ст. 97 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 г. Однако там же сделана следующая оговорка о том, что трудящиеся одного государства — члена, претендующие на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве — члене, проходят установленную законодательством государства трудоустройства процедуру признания документов об образовании и могут быть допущены к педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства, а доходы иностранного гражданина государства — члена ЕАЭС на территории другого государства — члена облагаются налогом наравне с доходами граждан этой страны;

5. В трудовых отношениях учитывается трудовой (в том числе страховой) стаж для целей социального обеспечения;

6. Дети гражданина государства — члена ЕАЭС имеют право на посещение дошкольных учреждений в соответствии с законодательством принимающего государства;

7. Гражданам государства ЕАЭС и членам их семей на территории другого государства — члена оказывается скорая медицинская помощь в экстренной и неотложной форме бесплатно в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам этого государства, вне зависимости от наличия медицинского полиса[1].

Органы управления миграционной политикой

Постоянным наднациональным регулирующим органом, созданным для эффективного функционирования и развития Союза, является Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), включающая Совет Комиссии и Коллегию Комиссии. Порядок их работы регулируется соответствующим Регламентом. Вопросы трудовой миграции относятся к компетенции Департамента трудовой миграции и социальной защиты ЕЭК, который курирует Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике Жаксылыков Тимур Мекешевич. В рамках данного Департамента работает отдел трудовых ресурсов и отдел миграции. В сфере трудовой миграции функционируют Консультативный комитет по миграционной политике при Коллегии Комиссии и Консультативный комитет по вопросам социального обеспечения, соблюдения пенсионных прав, оказания медицинской помощи и профессиональной деятельности трудящихся государств — членов Союза при Коллегии Комиссии. Председателем обоих Комитетов также является Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике.

Данные органы осуществляют мониторинг исполнения союзного законодательства в сфере трудовой миграции и противодействию нелегальной миграции, контролируют ход разработки и внедрения запланированных двусторонних соглашений в данной сфере и проводят информационно-просветительские мероприятия для информирования лиц, осуществляющих трудовую деятельность в государствах — членах ЕАЭС, об их правах и обязанностях [2].

Анализ текущей миграционной ситуации в ЕАЭС

Создание и начало функционирования ЕАЭС в нынешнем виде в 2015 г. пришлось на нелегкое время финансового кризиса и экономического спада на постсоветском пространстве, связанного с падением цен на энергоносители и санкционной политикой ряда западных стран в отношении Российской Федерации. В условиях, когда во многих отраслях экономики наблюдался спад, трудовая миграция демонстрировала уверенный рост. Именно с помощью миграции большинство государств — членов ЕАЭС смогли смягчить серьезные последствия от спада в национальных экономиках, отчасти компенсировав потери доходов от экспорта сырья и товаров за счет денежных переводов мигрантов. Об этом свидетельствует статистика Центрального банка Российской Федерации и международных платежных систем по итогам 2016 г., согласно которой объем денежных переводов из России в Узбекистан и Таджикистан сократился, а в Кыргызстан и Казахстан, наоборот, возрос[3]. Лидером по росту стал Казахстан — 43% (в 2015 г. получил 318 млн долл.), на втором месте Кыргызстан — 37,8% (1,083 млрд долл.), затем следует Таджикистан — 33,7% (1,278 млрд долл.), в Узбекистан переведено на 13,5% больше (2,37 млрд долл.). Объем переводов в Туркменистан сократился ровно вдвое — с 16 млн долл. в 2015 г. до 8 млн долл. в 2016 г.

Стоит обратить внимание на то, что лидером по темпам прироста денежных переводов стал не Кыргызстан, экономика которого находится в серьезной зависимости от трудовой миграции, а именно Казахстан. Более полумиллиона граждан этой страны ведут свой бизнес, осуществляют трудовую деятельность или приобрели статус постоянно проживающих в России, часть получаемого дохода они отправляют домой. И это с учетом того, что и сам Казахстан привлекает определенное число трудовых мигрантов из соседних стран (порядка 300 тысяч по итогам 2016 г.).

Количество иностранных граждан бывших стран СНГ, поставленных на миграционный учет в Российской Федерации в 2014 и 2016 гг.

Страны ЕАЭС 2014 2016
Армения 514 663 631 746
Беларусь 498 878 345 801
Казахстан 575 400 545 676
Кыргызстан 552 014 826 640
Прочие постсоветские государства (за исключением стран Балтии) 2014 2016
Узбекистан 2 335 960 3 354 389*
Таджикистан 1 105 500 1 892 404*
Туркменистан 24 899 60 406
Молдова 586 122 585 937
Азербайджан 610 327 594 902
Украина 2651109 1 933 825
Грузия 30 718 41 603

* К данной цифре следует относиться осторожно, т.к., например, в последнем отчете ФМС за апрель 2016 г., указывалось, что в начале апреля 2016 г. на территории России находились 3821685 граждан центральноазиатских республик, в том числе — 1 755 781 гражданин Узбекистана. Маловероятно, что их количество увеличилось за полгода в два раза. Очевидно, что в новом отчете подразумевается не одномоментное пребывание всех 3,3 млн узбекистанцев, а число поставленных на миграционный учет в течение всего 2016 г., причем следует учесть, что многие регистрировались по месту пребывания или жительства не один раз. То же можно сказать и в отношении приезжих, например, из Таджикистана.

Данные статистики ФМС и Главного управления по вопросам миграции МВД России также свидетельствуют о серьезном увеличении количества мигрантов из Кыргызстана и Армении, граждане которых поспешили воспользоваться льготами, предоставленными Договором о ЕАЭС. В то же время выходцы из других стран Центральной Азии также увеличили свое присутствие на российском рынке труда: это касается граждан Таджикистана, Узбекистана и Туркмении (хотя их число незначительно). Серьезно уменьшилось количество приезжих с Украины и из Беларуси. На прежнем уровне осталось количество иностранных граждан из Азербайджана, Грузии, Молдовы и Казахстана.

Многие мигранты из Узбекистана и Таджикистана (заняты в основном в сфере строительства, транспорта, обслуживания), вынужденные тратить значительные средства на оформление разрешительных документов, желают получить такие же льготы, как и трудовые мигранты из Кыргызстана и ждут, когда их страны присоединятся к ЕАЭС.

Указанные тенденции отражают серьезные перемены, произошедшие в сфере трудовой миграции в рамках ЕАЭС за последние два года. Это обусловлено тем, что Российская Федерация остается главным центром притяжения мигрантов на постсоветском пространстве, поэтому изменения, происходящие в России, в том числе и благодаря вступлению в силу Договора о ЕАЭС, оказывают серьезное влияние на формирование миграционных потоков на постсоветском пространстве.

Прежде всего со вступлением в силу Договора о ЕАЭС и присоединением к Договору о ЕАЭС с 12 августа 2015 г. Кыргызстана, граждане стран Центральной Азии, направляющие большую часть миграционного потока в Россию, разделились в своем правовом статусе: гражданам Кыргызстана и Казахстана не требуется оформлять разрешительных документов (патентов) на осуществление трудовой деятельности, а граждане Узбекистана и Таджикистана столкнулись с ужесточением миграционного законодательства и увеличением стоимости получения разрешительных документов. Для осуществления трудовой деятельности на территории России теперь мигрантам из стран СНГ необходимо оформлять патент, стоимость которого варьируется в разных регионах, а для его получения необходимо вставать на налоговый учет, покупать страховку, сдавать экзамены по русскому языку, истории и праву.

Кроме того, в преддверии Олимпийских игр в 2014 г. в России начали действовать так называемые «черные списки». Если иностранный гражданин нарушил установленный законом срок пребывания на территории России в 90 суток в течение полугода, не оформил патент и незаконно осуществлял трудовую деятельность, он должен покинуть территорию страны, и ему будет закрыт въезд в течение 3, 5 или 10 лет в зависимости от тяжести правонарушения. На граждан стран ЕАЭС эти нововведения не распространяются, поэтому вполне естественно, что и кадровые службы предприятий, использующих иностранную рабочую силу, начали переориентироваться на мигрантов из государств — членов ЕАЭС, т.к. с ними гораздо меньше хлопот при приеме на работу.

Перспективы интеграции на рынке труда и планы ЕАЭС по развитию свободы передвижения до 2025 г.

Если количество стран — членов ЕАЭС не изменится, можно предположить, что миграционные потоки, ориентированные прежде всего на Россию как главный на постсоветском пространстве рынок, где востребована иностранная рабочая сила, продолжат трансформацию в том же направлении. То есть доля мигрантов из стран ЕАЭС, работающих в России, будет постепенно возрастать, а доля мигрантов из других постсоветских государств постепенно сокращаться. Это краткосрочная тенденция, так как демографические возможности Кыргызстана, Армении и русскоязычной диаспоры Казахстана ограничены. Поэтому мигранты из Таджикистана, Узбекистана, Украины и Молдовы по-прежнему будут составлять значительную долю на рынке труда иностранной рабочей силы России. Причем доля представителей двух последних стран, скорее всего, будет сокращаться из-за переориентации миграционных потоков на страны Европейского союза.

В плане дальнейшего совершенствования миграционного законодательства ЕАЭС предстоит еще немало работы. Например, планируется увеличить сроки нахождения без регистрации граждан на территориях государств–членов до 90 суток, разрабатывается договор об обязательной уплате пенсионных взносов и экспорте пенсий, дающих возможность не прерывать трудовой стаж. Дело в том, что на сегодняшний день в государствах–членах действуют разные пенсионные системы, применяются разные подходы к финансированию пенсионной системы и распределению пенсионных средств. Отличаются и возраст выхода на пенсию, размеры пенсионных начислений и их источники, не решены проблемы сохранения перевода и сохранения пенсионных прав при осуществлении трудовой деятельности и переезде граждан государств–членов из одной страны в другую. В настоящее разработан Договор о пенсионном обеспечении, который должен обеспечить равные права в сфере пенсионного обеспечения, защите приобретенных трудящимися пенсионных прав на территории государств–членов, а также развитие сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения между странами. Вместе с тем планируется, что пенсионные системы государств–членов не будут подвергнуты существенным изменениям, поскольку проект Договора предусматривает участие трудовых мигрантов в пенсионной системе страны пребывания и перевод пенсионных прав граждан в случае переезда из одной страны в другую.

Прорабатывается ряд межгосударственных соглашений между государствами — членами ЕАЭС, направленных на исполнение и унификацию союзного законодательства в вопросах трансграничной миграции, в частности, над облегчением режима перехода границ. Активно обсуждаются возможности освобождения граждан государств — членов Союза от обязанности заполнения миграционной карты при пересечении государственных границ. Например, планируется обеспечить приоритетное пересечение гражданами государств — членов Союза государственных границ путем выделения специальных пунктов паспортного контроля на границах и в терминалах пассажирских перевозок в аэропортах с вывеской «Для граждан ЕАЭС». Также ведется работа по расширению перечня документов, позволяющих въезжать, выезжать, передвигаться и следовать транзитом через территории государств–членов, например, до 23 февраля 2017 г. граждане Российской Федерации могли въезжать в Республику Армения только по загранпаспортам, въезд по внутренним документам был невозможен. Но на основании межгосударственного соглашения данная проблема была решена.

В Европейском союзе детально проработано миграционное законодательство как в отношении передвижения и трудоустройства граждан государств — членов ЕС внутри Европейского союза, так и в отношении граждан третьих стран, пребывающих на территорию ЕС с различными целями. Очевидно, что в этом же направлении необходимо двигаться и Евразийскому экономическому союзу, унифицируя миграционное законодательство по отношению к гражданам третьих стран. Миграционная политика стран — членов ЕАЭС в данном направлении пока различна.

Необходимо также совершенствовать сотрудничество и повышать координацию деятельности ЕАЭС и ОДКБ по вопросам борьбы с экстремизмом и терроризмом, которые, к сожалению, являются сопутствующим элементом трудовой миграции.

______________________________________________________________________________________________________

1. Иванчак А.И. Правовое регулирование труда работников-мигрантов стран ЕАЭС // Право и управление: XXI век. 2015. № 3. С. 84-90; Давлетгильдеев Р.Ш. Международно-правовое сотрудничество государств — участников Содружества Независимых Государств в области трудовой миграции на современном этапе // Российский юридический журнал. 2013. № 5; Алиев С.Б. Трудовая миграция и социальное обеспечение трудящихся в Евразийском экономическом союзе. Евразийская экономическая комиссия, 2016. С. 9-19.

2. Алиев С.Б. Трудовая миграция и социальное обеспечение трудящихся в Евразийском экономическом союзе. Евразийская экономическая комиссия, 2016. С. 9-19.

3. Согласно отчету Центробанка РФ, объем денежных переводов из России в страны Центральной Азии в 2016 г. составил 6,980 млрд долл. Это на 1,915 млрд долл. или 24,7% больше, чем в 2015 г., когда регион получил 5,065 млрд долл. Лидером по объему денежных переводов в регионе стал Узбекистан: в эту страну отправлено 2,741 млрд долл., средняя сумма одной операции (ССОП) составила $279. На втором месте — Таджикистан с 1,929 млрд долл., ССОП — 101 долл.; на третьем — Кыргызстан с 1,743 млрд долл., ССОП — 221 долл.; за ним следует Казахстан с 559 млн долл., ССОП — 201 долл.; замыкает пятерку Туркменистан с 8 млн долл., ССОП — 385 долл.

РСМД. 15.06.2017

Читайте также: