Лукашенко все чаще называет Китай братским

Антон Ходасевич

Президент Белоруссии Александр Лукашенко вместе с 29 лидерами других государств принял участие в церемонии открытия форума «Один пояс и один путь», который проходит в Пекине 14–15 мая. Визит белорусского лидера продлится до 16 мая. В планах президента, как сообщила его пресс-служба, встреча с председателем КНР Си Цзиньпином и «ряд двусторонних встреч и переговоров с зарубежными лидерами».

Цель поездки Александра Лукашенко в Поднебесную не только в участии в форуме «Один пояс и один путь». Белорусский президент хотел бы превратить двусторонние отношения из активных в экономически выгодные для своей страны. Его выступление на форуме, как подчеркивали местные пропагандисты, сразу после выхода к микрофону главы Международного валютного фонда Кристин Лагард, это «предложения белорусской стороны по углублению и расширению сотрудничества на евразийском континенте с акцентом на совместное мирное взаимовыгодное развитие».

У Минска и Пекина активные взаимоотношения и, как подчеркивает официальный Минск, налажено «стратегическое партнерство». В апреле этого года Александр Лукашенко трижды принимал у себя гостей из Поднебесной: 10 апреля – члена Госсовета, министра общественной безопасности Китая Го Шэнкуня и генерального прокурора Верховной народной прокуратуры, члена Центрального комитета Коммунистической партии Китая Цао Цзяньмина; 13 апреля – секретаря комитета Коммунистической партии Китая провинции Хунань Ду Цзяхао; 18 апреля – парламентскую делегациею КНР во главе с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Чжан Дэцзяном. В начале мая в рамках пресс-тура Белоруссию посетила группа из 40 китайских журналистов. Сам Лукашенко был в Китае менее года назад. Глава КНР Си Цзиньпин побывал в Белоруссии с государственным визитом в мае 2015 года.

Не так давно, принимая у себя губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, Лукашенко даже поставил отношения с Китаем выше братского союзничества с Россией. «Россия у нас по этим вопросам не занимает первое место, на нем – Китайская Народная Республика. Она предоставила нам кредитную линию около 15 млрд долл. под реализуемые в Беларуси проекты, мы ее до сих пор не выбрали. Самое главное, они нас не упрекают тем, что помогают нам», – сказал Лукашенко, говоря о финансово-кредитных отношениях.

В то же время количество визитов и интенсивность взаимоотношений пока не перешли в качество. Да, за 25 лет дипломатических взаимоотношений взаимный товарооборот вырос почти в 100 раз – с 34 млн долл. до 2,7 млрд долл. Однако сальдо так и не сложилось положительным для Белоруссии. Более того, «минус» увеличивается. Если еще в 2008 году Белоруссия купила в Китае товаров на 800 млн долл. больше, чем продала туда, то в 2016 году разрыв достиг полутора миллиардов. В первые два месяца этого года Белоруссия продала в Китай товаров на 78 млн долл., а купила – на 353,2 млн долл. В прошлом году к тому же товарооборот упал более чем на 20%, а экспорт почти на 50%, в то время как импорт сократился лишь на 16%. Основная статья белорусского экспорта – калий. Не впечатляет и приток инвестиций. «Объем прямых китайских инвестиций в Беларуси не превышает 400 млн долл., тогда как в Казахстане он составляет около 25 млрд», – оценивает сотрудничество в этой сфере белорусский экономист Леонид Злотников.

Пока не оправдывает надежды белорусско-китайский индустриальный парк «Великий камень», который строится в 25 км от Минска. Власти Белоруссии рассчитывают, что он принесет стране около 50 млрд долл. Правда, на деле пока фигурируют 270 млн долл. При этом планы власти относительно парка экспертам кажутся невыполнимыми и фантастическими. Предполагалось, что там будет размещаться производство «завтрашнего и послезавтрашнего дня», но есть пока только вчерашнего – производство бытовых осветительных приборов и хрусталя. В лучшем случае там могут расположиться огромные склады китайских производителей, полагают эксперты. «Злые языки говорят, что китайцы, того и гляди, превратят «Великий камень» в этакий большой склад, перевалочную базу на своем Новом шелковом пути, а рассуждения о колоссальных перспективах парка (поможет нам удвоить ВВП и пр.) сравнивают с лекцией Остапа Бендера в Васюках», – говорит по этому поводу политический обозреватель Александр Класковский.

Экономические отношения Белоруссии и Китая не складываются по той же причине, что и с другими странами: в стране нет благоприятной бизнес-среды для инвесторов и нет конкурентоспособных товаров на продажу. Все, что на начальном этапе сотрудничества Китай покупал у Белоруссии, уже производится там и даже экспортируется.

Китайцы большие прагматики и делают только то, что выгодно им. «Уже и с Москвой не прокатывает получение субсидий в обмен на высокопарную риторику о вековечном братстве и традиции гниения в одном окопе. А уж китайцев, сами понимаете, и вовсе не раскошелить клятвами не пропустить танки НАТО на Пекин», – рассуждает Александр Класковский. Все кредиты Китая – связанные. «Вот деньги, 50 или 70%, вы делаете своими материалами и своими силами, а на 30–50% из Китая будут привезены рабочие, техника, оборудование и так далее», – говорил о них Александр Лукашенко. При этом он еще явно лукавил: как правило, оборудование на все 100% китайское. Возможно лишь использование местных работников.

Договориться о выдаче несвязанных кредитов и заманить крупные китайские корпорации в «Великий камень» – главная цель визита Лукашенко в Китай, полагают эксперты. Кроме, конечно, собственно темы форума – не остаться в стороне от ключевых маршрутов нового сухопутного Шелкового пути. Кроме того, есть надежда нарастить поставки в Китай белорусского продовольствия – накануне планами поставок мороженого поделился глава правительства Андрей Кобяков.

Независимая газета. 15.05.2017

Читайте также: