Проблемы и решения при сокращении внешнего финансирования Украины
Александр Арский
Сокращение объемов финансовой помощи США для Украины имеет не только финансовый, но и имиджевый аспект. Оба аспекта негативны. Однако, в отличие от финансового аспекта, где неоплата является явным минусом (математическим), имиджевый аспект мог бы иметь две реализации: первая, негативная – денег не дали, вторая, позитивная – «экономика Украины не нуждается в помощи, так как показывает положительную динамику, в этой связи нет необходимости в прежних объемах финансирования».
Но, как известно, экономика Украины не показывает положительную динамику, и в этой связи финансирование США Украины лишь на 30% от прежнего объема «всесторонне негативно». Однако негативных намерений США не обнаруживают, а в очередной раз «бередят раны» украинской экономики.
Естественно, что политический истеблишмент Украины де-факто учитывал данные поступления при формировании государственного бюджета, но не учитывал риски изменения курса администрации Трампа относительно финансовой поддержки Украины. Проблемой подобного бюджетирования в условиях технического дефолта Украины является отсутствие как суверенных займов третьих стран Украине, так и более критическое рассмотрение возможности финансирования Украины Международным валютным фондом (ВМФ).
Для того чтобы ответить на вопросы об эффективности мер, принимаемых Украиной для выхода из экономического кризиса, нужно применительно к каждому инструменту задать вопрос: «Как это помогает Украине?».
Для этого, прежде всего, необходимо исключить лирические, метафорические и фантастические обоснования трат, на которые еще полгода назад «друзья Украины» охотно выделяли деньги: сдерживание российской угрозы (посредством строительства заборов на границе), защиту украинского государства от сепаратистов, развитие демократического общества при систематическом государственном терроре по отношению к мирному населению ДНР и ЛНР.
В сухом остатке - два экономических показателя, характеризующих не только текущее состояние экономики, но и его среднесрочную перспективу. Прежде всего, это инвестиционная привлекательность предприятий Украины для западных инвесторов, а так же результативность предприятий АПК и промышленных отраслей. При этом данные факторы оказывают динамическое влияние друг на друга как в оценке эффективности, так и в краткосрочном бизнес-планировании субъектов экономики на рынке.
Инвестиционная привлекательность Украины в сравнении с 2013 годом, безусловно, находится на более низком уровне. Причинами тому служат, по приоритету:
- Гражданская война на востоке Украины.
- Нестабильная политическая обстановка (превалирование в парламенте идеологии нацизма, игнорирующей интересы иностранного капитала в долгосрочной перспективе).
- Нарушение норм международного права в отношении российского бизнеса и банков на уровне государственной политики.
- Снижение спроса на товары украинского производства на территории России.
- Снижение внутреннего спроса на товары с высокой долей прибавочной стоимости (в том числе длительного пользования).
- Высокий уровень операционных издержек, обусловленный логистикой и уровнем энерготарифов.
- Сбои в промышленной энергосистеме по причине блокады поставок энергоносителей с Донбасса.
Результативность большинства украинских предприятий АПК и промышленных отраслей после отказа от кооперации с предприятиями России снизилась не только из-за отсутствия российских заказов и инвестиций во многие проекты, но и в результате подешевевшей на валютном рынке украинской гривны. Посольство Украины дает «взвешенную статистику»: «...В 2015 году объемы внешней торговли товарами и услугами Украины с Российской Федерацией составляли 15 990,9 млн долл. США и сократились по сравнению с 2014 годом на 10 902,2 млн долл. США или на 40,5%. Торговля товарами (без учета услуг) в 2015 году составляла 12 315,1 млн долл. США и уменьшилась по сравнению с 2014 годом на 10 183,1 млн долл. США, или на 45,3%» – вероятно, в ведомстве считается неполиткорректным приведение статистики с учетом «докризисных цифр» 2013 г., где динамика более негативна, товарооборот снизился по сравнению с 2013 г. в 2,7 раза.
В условиях жесткой конкуренции на рынках Европы украинские товары оказались не востребованы в тех объемах, которые реализовывались ранее на российском рынке. Помимо экономического фактора, существует и фактор, технологический выраженный в разных подходах к стандартизации производственного цикла. Здесь наблюдается прямое динамическое влияние дефицита инвестиций в высокотехнологичные производства, продукция которых могла бы составить конкуренцию на национальных европейских рынках. В настоящее время большинство предприятий Украины имеют задолженности перед энергогенерирующими компаниями, при этом одной из причин называют рост энерготарифов. Стоит заметить, что «давление» нарастающей стоимости электроэнергии ощущает сектор розничной торговли, суммарно потребляющий объем электроэнергии не менее объема промышленного сектора.
Возможной панацеей от витков экономического кризиса, опутавших Украину, может стать, на короткое время, возможность нелегального трудоустройства граждан Украины на территории Евросоюза. Представленный Евросоюзом формат безвизового режима с Украиной, конечно, не предусматривает разрешение на работу гражданам Украины, однако данная норма будет проигнорирована как безработными гражданами Украины, так и недобросовестными работодателями Евросоюза, как это и происходит на протяжении последних 25-ти лет.
Однако как теория, так и практика экономического развития государств показывает и диктует необходимость развития именно отечественной промышленности при непременном положительном сальдо торгового баланса. В этой связи альтернатив российскому рынку не существует, однако даже при изменении политической конъюнктуры возврат на российский рынок украинских компаний будет сопровождаться жесткой конкурентной борьбой не только с российскими компаниями, но и с компаниями прочих стран-членов ЕАЭС и потенциальных претендентов на вступление в организацию, для которых экономическая интеграция с Россией, ее энергоресурсы и рынок труда - буквально вопрос существования государств как таковых ввиду экономического доминирования КНР и террористической угрозы, исходящей из Афганистана. В условиях политики импортозамещения Российская Федерация создала новые отрасли промышленности, например, в области судовых двигателей для отечественного ВПК, которые ранее поставлялись из Украины, при этом Россия не закрывает двери перед Украиной и готова к кооперации на новых, эффективных условиях.
Статья подготовлена при поддержке портала Новое знание.
Внешнеполитическая Экспертиза. 26.04.2017