ЕАЭС строит мост в Латинскую Америку
Юлия Рулева
В марте 2017 г. в Сантьяго (Чили) состоялось третье заседание Совместной комиссии по взаимодействию между Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и правительством Республики Чили. Она стала первой латиноамериканской страной, с которой Евразийскому экономическому союзу удалось договориться о постоянном сотрудничестве. Есть ли шанс у ЕАЭС захватить латиноамериканский рынок?
Меморандум о взаимопонимании между ЕЭК и правительством Республики Чили был подписан 19 июня 2015 г. В рамках Меморандума была учреждена Совместная комиссия по взаимодействию, собирающаяся ежегодно. 20-21 марта 2017 г. министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяна Валовая и заместитель министра иностранных дел Республики Чили по международным экономическим отношениям Паулина Назаль в ходе встречи обсудили увеличение товарооборота и преодоление дисбаланса во взаимной торговле. По итогам встречи был подписан План совместных действий на 2017-2018 годы.
Как отмечал ранее посол Чили в РФ Хуан Эгигурен, страна «позиционирует себя в качестве моста в Латинскую Америку». Чили готова делиться опытом о выгодах и издержках заключения соглашений о зоне свободной торговли (ЗСТ) с такими странами, как Индия, Китай, Австралия, Япония, а также ЕС. На сегодняшний день Чили заключила соглашения о ЗСТ с более чем 60 странами мира.
По словам замминистра иностранных дел по торговле Республики Чили Андреса Ребольедо, цель Чили – «развитие отношений с Евразийским экономическим союзом таким образом, чтобы было возможно заключение торгового соглашения».
В перспективе партнером ЕАЭС мог бы стать Тихоокеанский альянс, созданный в 2012 г. и объединивший Колумбию, Мексику, Перу и Чили.
По итогам 2014 г. рост товарооборота между странами ЕАЭС и Чили составил 19,2%. В том же году Россия вошла в пятерку крупнейших торговых партнеров Чили наряду с США, Китаем, Бразилией и Японией. Поставляется широкий спектр товаров – начиная от удобрений, изделий из искусственного каучука, бумаги и картона, – и заканчивая поставками чугуна, стали и водки. Тем временем в РФ из Чили поставляется в основном сельскохозяйственная продукция, вино, текстиль и продукция химической промышленности.
В 2015-2016 гг. происходило снижение взаимной торговли. Однако в январе 2017 г. рост товарооборота ЕАЭС и Чили составил 52,3% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.
Россия является основным экспортером товаров в Чили из стран ЕАЭС. Некоторые виды товаров также экспортирует Беларусь. В Чили продаются, помимо указанных выше товаров, двигатели внутреннего сгорания, печатное и электроосветительное оборудование, и даже игрушки.
Что касается импорта, то основным покупателем чилийских товаров в ЕАЭС также является Россия. Из остальных стран наибольший импорт – у Беларуси. Армения покупает у Чили чай, семена и плоды масличных культур (90,5%), звуковое или визуальное сигнализационное электрооборудование (100%), пульты, панели, столы для электрической аппаратуры, изолированные провода, кабели (100%).
Казахстан, в свою очередь, покупает у Чили пряности. Доля Кыргызстана в импорте чилийских товаров в ЕАЭС крайне мала и составляет менее 0,1%. В Латинской Америке Кыргызстан закупает продукты питания и табак. А наиболее востребованной категорией товаров, импортируемых Кыргызстаном из Латинской Америки в целом, является оборудование для сортировки и измельчения грунта.
Есть продукция, которая производится в странах ЕАЭС, и которой не хватает в Чили. Как указала замминистра иностранных дел Чили А.Ребольедо:
«Наше сельское хозяйство развивается сегодня очень высокими темпами. Нам нужны удобрения, технологии, продукция машиностроения, автомобили. То есть именно те товары, которые могут поступать из стран Евразийского союза. Также Чили – одна из тех стран, в которых наблюдается дефицит энергоресурсов».
Учитывая разветвленную сеть зон свободной торговли Чили, расширение евразийского присутствия на рынке страны может стать подготовительным этапом для экспансии на рынки Латинской Америки и выстраивания отношений с региональными торговыми блоками – Тихоокеанским альянсом и МЕРКОСУР.
Евразия.Эксперт. 20.04.2017