Что ждет российско-белорусские отношения до 2020 года
30 марта был представлен аналитический доклад «Российско-белорусские отношения в горизонте до 2020 года: итоги форсайт-сессии». Доклад подготовлен Российско-белорусским экспертным клубом при официальном издании Парламентского собрания Союза Беларуси и России «Союзное вече». Исследование подготовлено на основе результатов форсайт-сессии Российско-белорусского экспертного клуба, состоявшейся 15 декабря 2016 г. в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете. Презентация состоялась в Минске на площадке российского посольства с участием экспертов, дипломатов, ученых и преподавателей из России и Беларуси.
Полная электронная версия аналитического доклада «Российско-белорусские отношения в горизонте до 2020 года: итоги форсайт-сессии».
Основные выводы:
1. Результаты форсайт-сессии Российско-белорусского экспертного клуба, которые представлены в приложении №1, позволили выявить наиболее значимые факторы развития российско-белорусских отношений в перспективе до 2020 г. Большинство выявленных экспертами факторов с высокой оценкой — внутренние; это говорит о том, что нашим странам следует опираться в первую очередь на свои внутренние силы и ресурсы и не слишком рассчитывать на помощь со стороны, а в случае негативного внешнего воздействия воспринимать это как стимул для развития, как, например, процесс импортозамещения в результате западных санкций.
2. Несмотря на то, что с 2014 г. взаимная торговля РБ и РФ снизилась (во многом за счет падения курсов национальных валют относительно доллара, а не из-за физического сокращения объемов), создание Таможенного союза и углубление интеграционных процессов до начала падения обеспечили рост товарооборота более чем на 50%. Этот эффект роста уже реализован, но тем не менее он лежит в основе благосостояния граждан двух стран.
3. Трения в интеграционных процессах неизбежны, особенно когда интеграция осуществляется на равных условиях независимыми государствами, отстаивающими свой экономический суверенитет. Учитывая, что на Россию приходится около 50% внешней торговли Беларуси (преимущественно продукцией с достаточно высокой добавленной стоимостью), экономические потери в случае отказа двух стран от интеграционных процессов будут значительно больше по отношению к ВВП, чем в случае Украины и России.
4. В долгосрочной перспективе экономика, как правило, оказывается сильнее политических разногласий. Так, в течение первых двух месяцев 2017 г. поставки продовольствия из Беларуси в Россию увеличились на 8%, а за 2016 год поставки продовольственных товаров принесли 3 млрд долл. белорусской стороне с небольшим приростом по сравнению с 2015 г. В целом основные отрасли Беларуси, обеспечивающие ее рост в составе общего евразийского экономического пространства, — это машиностроение (17%), пищевая промышленность (12%), производство кокса и нефтепродуктов (11%), транспорт (9%), оптовая и розничная торговля (8%), сельское хозяйство (7%), металлургия (6%). Таким образом, основные промышленные и технологические отрасли белорусской экономики развиваются за счет рынков сбыта в России и странах ЕАЭС.
5. Помимо рынков сбыта для промышленной и технологичной продукции, на текущий момент в рамках ЕАЭС Беларусь получает крупный объем инвестиций (РФ обеспечивает до 50% прямых инвестиций в РБ), низкие цены на энергоносители по сравнению с соседними странами, широкий доступ к гособоронзаказу РФ.
6. Среди политических факторов отношений между РФ и РБ в горизонте до 2020 г. на первое место эксперты ставят фактор стабильности политических систем (оценка 4,57 из 5), оценивая его как позитивный. России и Беларуси более комфортно жить в условиях централизованного государства. И экономически это оправданно: для проведения серьезных экономических реформ с инновационным рывком требуется политическая стабильность и высокая управляемость (в том числе на основе авторитарного управления), подтверждением чему выступают Сингапур, Южная Корея и др.
7. Самый существенный негативный политический фактор — низкий уровень доверия между политическими элитами РФ и РБ (оценка значимости 4,00). Фактически это один из фундаментальных рисков в двусторонних отношениях до 2020 г. и далее, чреватый ослаблением хозяйственных и оборонно-промышленных связей вследствие периодических споров и конфликтов, стремления снизить взаимную зависимость, воспринимаемую как уязвимость. Именно среднее звено политической элиты формирует общую атмосферу взаимного восприятия в Союзе, и предотвратить рост недоверия можно лишь за счет усиления горизонтальной коммуникации, обмена опытом и запуска совместных проектов в различных сферах госуправления и экономики. Отсутствие прогресса на данном направлении будет автоматически означать регресс.
8. Экономические факторы по степени значимости заняли доминирующее положение среди всех остальных. Эксперты отметили как наиболее существенные следующие факторы: импортозамещение в РФ — производственная кооперация на основе схожей структуры экономик (оценка 4,43), дальнейшая интеграция ЕАЭС с развитием торговли и инвестиций (оценка 4,43), разработка согласованной промышленной политики в ЕАЭС и формирование единого энергетического рынка ЕАЭС (оценка 4,57).
9. Среди негативных внутренних экономических факторов выделяются неурегулированность вопроса цены при поставках энергоносителей (газа) из РФ в РБ (оценка 4,71), низкая производительность и высокая энергоемкость в РБ и РФ (оценка 4,71), высокая инфляция и долларизация экономики РФ и РБ (оценка 4,29). Если ценовые споры можно решить и в конечном счете они будут решены по планам ЕАЭС к 2030 году, когда в Союзе будет сформирован единый энергетический рынок с равными условиями для всех, то низкая эффективность экономики и глубокая уязвимость финансовых систем наших стран — это болезни, которые требуют серьезных экономических реформ и политической воли для их устранения.
10. Среди внешних экономических факторов на первом месте падение цен на энергоносители и сырье как фактор потерь от экспорта (оценка 4,29). Как показывает экономический анализ, приведенный ниже, данный негативный фактор нельзя сбрасывать со счетов: потери есть, и потери достаточно серьезные при той структуре экономики, какая сложилась в странах ЕАЭС и которой требуется коренная диверсификация.
11. Среди социальных факторов в качестве наиболее значимых эксперты выделили один внутренний позитивный фактор — общее историческое прошлое и культурные традиции (оценка 4,71) и один внутренний негативный фактор — деградацию системы образования (оценка 4,29). Технологические факторы также оказались важными для экспертов. Среди них позитивные внутренние факторы: недореализованный потенциал научно-технической кооперации РФ и РБ (оценка 4,57), единые производственные стандарты (оценка 4,29) и общая инфраструктура, модернизация железных и автодорог (оценка 4,86). Среди негативных технологических факторов выделен один внутренний — низкая степень реализации инновационного потенциала, низкая заинтересованность предприятий РФ и РБ во внедрении новых технологий (оценка 4,43) и один внешний — конкуренция (давление) со стороны новых технологий — риск не включиться в 6‑й технологический уклад (оценка 4,57).
12. Эксперты полагают, что в ЕАЭС Беларусь и Россия получают ряд возможностей для долгосрочного развития. ЕАЭС в целом более интересен, чем его участники по отдельности, для кооперации с другими объединениями в связи с его более широкими масштабами рынка сбыта, источниками ресурсов и большой транспортной протяженностью. ЕАЭС может «выторговать» больше преференций при взаимодействии с крупными зарубежными блоками и государствами, чем отдельная страна. Если ЕАЭС удастся интегрироваться с такими странами, как, например, Израиль, это откроет окно для импорта технологий. ЕАЭС также обеспечивает рамку для высокотехнологичной кооперации в сфере ОПК, атомной энергетики, космоса, в перспективе — в химии, IT и других отраслях.
Евразия.Эксперт. 04.04.2017