Ли Даокуй: стабильное развитие экономики — главная задача правительства КНР

Устойчивое и поступательное развитие экономики КНР является наиболее важной задачей для правительства страны. Так считает спикер от Китая на форуме в Давосе, профессор столичного Университета Цинхуа Ли Даокуй. В интервью ТАСС он поделился своим видением перспектив экономического роста Китая в 2017 году, а также своими взглядами на будущее развитие отношений КНР с Россией и США в наступившем году.

— Как вы оцениваете развитие китайской экономики в 2016 году?

— В прошлом году китайская экономика развивалась стабильными темпами: ВВП вырос на 6,7%. При этом структура экономики улучшилась, включая сферы производства и услуг, доля последней в показателе ВВП выросла до 52%. Также важно отметить рост потребления на внутреннем рынке — оно превратилось в важный фактор роста китайской экономики.

Если говорить о проблемах китайской экономики, то в прошлом году частные инвестиции росли достаточно медленно: всего на 4%. У меня также вызывает озабоченность удешевление юаня, ведь это ведет к оттоку капитала из страны. По моим подсчетам, в прошлом году из Китая было выведено $570 млрд. Если положение китайской валюты не изменится в лучшую сторону, то в 2017 году отток капитала продолжится.

— Вы говорите о росте вклада сферы услуг в развитие экономики. Не свидетельствует ли это о трудностях, с которыми сталкивается китайская промышленность?

— Я не совсем согласен с такой точкой зрения. Китайская экономика сейчас находится на этапе структурной трансформации, когда показатель ВВП на человека составляет около $8 тыс. в год. В такой ситуации необходимо развитие сферы услуг, особенно когда уровень производства в Китае превышает спрос внутреннего рынка. Поэтому развитие сферы услуг на фоне промышленного перепроизводства является естественной закономерностью.

— Как вы понимаете структурную трансформацию китайской экономики?

— Процесс трансформации структуры китайской экономики включает в себя две составляющие. Первая — трансформация на уровне макроэкономических показателей, включая увеличение показателей потребления и сферы услуг. Вторая составляющая — увеличение технологического и инновационного компонентов в экономике Китая.

— Как вы прогнозируете развитие экономики КНР в 2017 году?

— В текущем году наиболее важной задачей для правительства страны является поддерживание стабильного развития китайской экономики. Особенно с учетом того, что ситуация в мировой экономике остается непростой — темпы роста ВВП продолжат замедляться и, по моим прогнозам, составят в текущем году 6,6%.

При такой ситуации в экономике правительству Китая придется решать немало задач, важно сохранять контроль над тремя показателями, первый из них — сокращение оттока капитала из страны. В 2015 году из Китая было выведено более $600 млрд, в прошлом году отток сократился до $570 млрд. В текущем году важно не допустить столь масштабного ухода капитала с китайского рынка. По моим подсчетам, этот показатель не должен превысить $500 млрд в 2017 году.

Во-вторых, важно поддерживать стабильность во внешней торговле. По итогам прошлого года объем китайского экспорта сократился на 7,7% — до $2,09 трлн. В такой ситуации идеальной стала бы тенденция перехода к небольшому увеличению оборота внешней торговли Китая с другими странами. Однако, скорее всего, по итогам 2017 года объем экспорта КНР снизится на 3,5% и составит $2,017 трлн.

В-третьих, необходимо увеличить приток частных инвестиций. Важно увеличивать этот показатель, чтобы ускорить процесс реформирования структуры китайской экономики.

— Чего вы ожидаете от предстоящего 19-го съезда Коммунистической партии Китая?

— Я надеюсь, что на съезде будут представлены новые положения о проведении экономических реформ и мерах контроля развития экономики, будут представлены подробности плана реформирования госпредприятий.

— Вы приняли участие в форуме в Давосе. Какие сигналы были наиболее важными для вас?

— На форуме я обратил внимание на три особенности. Первая — в обращении к участникам форума председатель КНР Си Цзиньпин дал понять, что Китай является сторонником глобализации.

Во-вторых, многие озабочены новой политикой президента США Дональда Трампа, эти озабоченности достаточно большие и их много. В-третьих, это новые технологии — искусственный интеллект. Сейчас все уделяют этому повышенное внимание. В будущем подобные разработки могут изменить производственную структуру, что отразится на компонентах мировой экономики.

— Как скажется политика Дональда Трампа на китайско-американских торгово-экономических отношениях?

— Мне кажется, что Дональд Трамп в отношении ряда товаров и отраслей Китая введет протекционистские меры, однако структура торговли между Китаем и США в целом останется прежней. Я верю, что в процессе переговоров стороны постепенно отменят протекционистские меры.

— В прошлом году торговый оборот России и Китая по итогам 2016 года вырос на 2,2%. Чего вы ожидаете от этого года?

— Я надеюсь, что сотрудничество России и Китая продолжит укрепляться не только в сфере торговли, но и в сфере инвестиций, включая создание совместных компаний. Не меньше перспектив есть и у сферы туризма — тут еще много нереализованных возможностей, и нам важно укреплять сотрудничество.

Беседовал Алексей Селищев

ТАСС. 02.02.2017

Читайте также: