Грузия при Трампе: контуры нового диалога Вашингтона и Тбилиси

Нана Гегелашвили

Избрание Дональда Трампа на пост президента США неизбежно внесет определенные коррективы, связанные, главным образом, как с политикой Вашингтона на постсоветском пространстве в целом, так и в отношении Грузии, в частности. Контуры этой политики еще четко не обозначены, однако основной призыв Трампа вернуть Америку к былой славе и величию, дает основания предположить, что тема постсоветского пространства неизбежно отойдет на задний план.

При этом, если главным соображением США при выстраивании политики в отношении постсоветского пространства могут стать коммерческие интересы, страны СНГ не окажутся в стороне от столбовой дороги политики Белого дома. Тем не менее, поход Вашингтона к каждой отдельно взятой стране будет дифференцированным.

С учетом исключительно выгодного геостратегического положения, которое занимает Грузия, несомненно, что эта страна будет интересовать Вашингтон. Выстраивание отношений с Грузией, равно как и с другим, богатым энергоресурсами государством Закавказья Азербайджаном, не в последнюю очередь будет определять и отношения РФ с Западом.

В этой связи необходимо отметить, что в своей политике в отношении государств постсоветского пространства США были склонны, как правило, руководствоваться основными принципами, на которых базируется в значительной мере идентичность американской нации – свобода личности, права человека, демократия, гражданское общество. Роль исторических, культурных, религиозных факторов США, как правило, считалась менее значимой, а потому в своих оценках политических процессов, в частности, на Кавказе, а также имеющих там место конфликтных ситуаций США часто недооценивали значение традиционных, этнических, религиозных факторов, которые порой оказываются выше национально-государственной идентичности. Представляется, что с учетом крайне прагматичной политики администрации Дональда Трампа это соображение будет учитываться Вашингтоном, что неизбежно будет способствовать его некоторому дистанцированию от урегулирования сложнейших конфликтов в Закавказье. В этом же контексте, похоже, что проблема, связанная с восстановлением территориальной целостности этой страны, может снизить градус, что расширяет окно новых возможностей для ее решения.

В преддверии радикальных перемен, продолжающих разделять мир на два проекта – национальный и глобальный, исход которых пока еще невозможно предугадать, Тбилиси в настоящее время , похоже, испытывает серьезные сомнения относительно своего западного будущего.

Несмотря на то, что Грузия, в отличие от других закавказских стран, сильно продвинулась в западном направлении, а внешнеполитический вектор этой страны определяется курсом на евроинтеграцию и сохранение стратегического партнерства с США и НАТО, в настоящее время в ожидании предстоящей трансформации Альянса Тбилиси, как никогда ранее, обеспокоен перспективами своего членства в НАТО. Не исключено, что на фоне заявлений Дональда Трампа Альянс может пересмотреть свою политику «открытых дверей», выдвинув более жесткие условия, необходимые для будущего членства, либо приостановить ее на неопределенный срок вплоть до полного упразднения. Тревожным знаком для властей Грузии стал тот факт, что Грузия не будет участвовать в предстоящем саммите НАТО в Брюсселе – штаб-квартира Альянса, который намечен на конец мая в связи с тем, что он будет проходить в узком формате.

Однако окончательную точку в этой неопределенности поставят результаты парламентских выборов в Германии, запланированные на сентябрь этого года, а также президентских выборов во Франции, которые должны состояться в мае - две ключевые страны ЕС.

Что же касается политики ЕС в отношении Грузии, то в настоящее время в рамках запущенного им проекта «Восточное партнерство» обе стороны – как Брюссель, так и Тбилиси - достигли положительного результата, который был закреплен решением Еврокомиссии от 18 декабря 2015 г. о готовности Грузии к либерализации визового режима с ЕС как следующий этап после подписания этой страной Соглашения об «Ассоциации и углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли» с Брюсселем. Уже на пленарном заседании, состоявшемся 2 февраля этого года, Европарламент проголосовал за введение для Грузии безвизового режима в странах Шенгенской зоны. Показательно, что за упрощение визового режима с Тбилиси проголосовали 553 депутата Европарламента, 66 выступили против, а 28 воздержались, что было расценено как важнейший шаг на пути сближения Грузии с Европой

Это свидетельствует прежде всего о начале процесса практической реализации интеграционной политики Брюсселя в отношении Тбилиси и подтверждает серьезность намерений политики ЕС к этой стране. Таким образом, ЕС подошел к Грузии вплотную, опередив НАТО на пути более тесной интеграции с Тбилиси.

Вместе с тем, Тбилиси не может не понимать, что, во-первых, в настоящее время Брюссель стоит на пороге серьезных перемен, требующих пересмотра прежних принципов интеграции. После принятия программы «Восточное партнерство» ситуация в Европе кардинально изменилась. К тому же с учетом подъема ультраправых настроений в Европе Брюссель может изменить основные цели и задачи своей восточной политики.

Осознавая тот факт, что ключевую роль в восстановлении территориальной целостности Грузии может играть Москва, грузинское правительство не стремится к ухудшению отношений с Россией. Более того, полная неизвестность, связанная с начавшимся процессом формирования нового миропорядка, не позволяет Тбилиси сильно дистанцироваться от Москвы.

Старт на нормализацию отношений с РФ был дан в результате победы на парламентских выборах коалиции «Грузинская мечта» осенью 2012 г, однако прорыва в отношениях не последовало. Крайне осложнили двусторонние отношения Договор между РФ и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве, заключенный обеими сторонами в ноябре 2014 г., равно как и Договор между РФ и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции от 18 марта 2015 г., сделавшие решение проблемы территориальной целостности Грузии крайне проблематичным. В этой связи в своем недавнем интервью телеканалу «Иберия» президент Грузии Георгий Маргвелашвили заявил, что отношения его страны с Россией находятся в режиме «стратегического терпения».

Тем не менее, 7 февраля в Праге прошла очередная встреча заместителя главы МИД России Григория Карасина и специального представителя премьер-министра Грузии по связям с РФ Зураба Абашидзе. Стороны обсудили вопрос о предоставление Грузии визовой либерализации, а также торговые, экономические и гуманитарные вопросы.

Как отметил З. Абашидзе, Грузия получила положительные отзывы со стороны Европы в связи с тем, что ведет процесс переговоров с Россией. Знаковым событием этой встречи стал тот факт, что обеим сторонам удалось реанимировать договор «О торговых коридорах», подписанный в 2011 г., что позволяет обеим странам развивать торговые отношения и транспортные коммуникации через Абхазию и Южную Осетию, не затрагивая при этом проблемы статуса бывших грузинских автономий, а это свидетельствует о «серьезном прогрессе в практической области». Таким образом, несмотря на тернистый путь на пути нормализации отношений между обеими странами, можно говорить о пока все еще тусклом свете в конце тоннеля, однако это много лучше, чем ничего.

Политком.RU. 09.02.2017

Читайте также: