Свен Миксер: отношения Таллина с Россией - часть внешней политики ЕС
Отношения России со странами Балтии были непростыми еще с момента распада СССР. После референдума в марте 2014 года, в результате которого Крым и Севастополь вернулись в состав России и который страны Запада назвали аннексией, напряжение в отношениях между Москвой и Прибалтикой усилилось. В письменном интервью РИА Новости министр иностранных дел Эстонии Свен Миксер рассказал о том, как Таллин видит нынешнюю ситуацию и пути ее нормализации.
— Господин министр, в настоящее время отношения Эстонии и России переживают не лучшие времена, сокращается товарооборот между странами, снижаются объемы транзита и число приезжающих в Эстонию российских туристов. Практически нет контактов на политическом уровне. В ноябре прошлого года, принимая верительные грамоты у нового посла Эстонии в России Арти Хилпуса, президент России Владимир Путин подчеркнул твердое намерение поддерживать взаимоуважительный диалог с Таллином в духе добрососедства. Намерено ли новое правительство Эстонии развивать отношения с Россией в конструктивном ключе? Что нужно сделать обеим сторонам для восстановления многосторонних контактов?
— Общение между соседями — это всегда важно, также в такие сложные времена, как сейчас. Но следует признаться, что общение между Эстонией и Россией на политическом уровне не было простым на протяжении всей четверти века с момента восстановления независимости Эстонии.
Внешнюю политику Эстонии характеризует последовательность, и она не зависит от перемены правительства или партийной принадлежности премьер-министра. Эстония является членом Европейского союза, и наша внешняя политика является частью внешней политики ЕС. События на Украине и незаконная аннексия Крыма со стороны России в 2014 году, разумеется, создали напряжение как в отношениях между ЕС и Россией, так и в двусторонних отношениях наших стран. Нормализация отношений с Европейским Союзом зависит прежде всего от России.
Взаимоуважительные, дружеские и доверительные отношения между странами возможны, если обе стороны уважают международное право и взаимные договоренности.
Эстония и Россия сотрудничают как на дипломатическом, так и ведомственном уровне для разрешения практических вопросов. Очень хорошо работают контакты в сфере культуры, трансграничного сотрудничества и сфере образования. Одним позитивным примером политического общения можно назвать политические консультации между МИД Эстонии и МИД России, прошедшие в ноябре прошлого года в Москве.
Мы всегда приветствуем российских туристов в Эстонии. Я очень рад, что период спада проходит и количество туристов из России опять растет. Несмотря на то, что товарообмен между нашими странами уменьшился, Россия остается для Эстонии важным торговым партнером, который по объему товарооборота занимает шестое место среди наших партнеров.
— С чем связано наращивание сил НАТО в странах Балтии? Эстония действительно опасается "российского вторжения"?
— В Североатлантическом договоре страны НАТО подтверждают свою веру в цели и принципы устава ООН, желание жить в мире со всеми народами и правительствами и защищать свободу своего народа, наследие и цивилизацию. НАТО создано для того, чтобы стоять за мир, демократию, основные права и свободы.
Эстония является членом Европейского Союза и НАТО, и даже в те моменты, когда нашей безопасности ничто не угрожает, следует заниматься ее укреплением. У каждой страны есть свои легитимные интересы, за которые она стоит и которые она защищает. Эстония, как и все другие страны, стоит за свою государственность и благополучие своего общества.
Присутствие НАТО в Эстонии и других странах региона дает ясный и однозначный сигнал, что альянс защищает всех своих союзников и что наша солидарность сильна. Послание данного сигнала является лучшим способом для поддержания мира и стабильности в регионе Балтийского моря.
— Как вы оцениваете ситуацию на Украине? Что необходимо сделать для урегулирования конфликта в восточной части этой страны? Достаточно ли для этого выполнения минских соглашений или необходим какой-то иной формат договоренностей?
— Эстония поддерживает суверенитет и территориальную целостность Украины. Эстония, как и весь Европейский союз, однозначно осудила незаконную аннексию Крыма и Севастополя. Мы также разделяем общие позиции Европейского союза по санкциям в отношении России. Неизбежным условием для изменения или отмены санкций является полное выполнения минских договоренностей.
— Эстония присоединилась к принятым ЕС санкциям против России. Однако некоторые европейские страны настроены на ослабление и даже полное снятие санкций с РФ. Будет ли Эстония блокировать снятие санкций в ЕС? До каких пор?
- Решение о санкциях и о том, какую политику проводить в отношении России, члены Европейского союза принимают вместе и по принципу консенсуса. Санкции являются ответом ЕС на нарушение международного права, и до тех пор, пока нарушается суверенитет и территориальная целостность Украины, должны быть и четкие последствия.
Пока Россия не выполнит Минские договоренности, у нас нет оснований говорить об изменении или отмене санкций. Единодушие ЕС в отношении данного вопроса получило подтверждение и на недавно прошедшем Европейском совете.
— После президентских выборов в США, на которых победил Дональд Трамп, ряд европейских стран выразили беспокойство возможными изменениями политики США в отношении НАТО, гарантий европейской безопасности, присутствия войск США в Европе. Насколько, по вашему мнению, серьезны эти опасения? Что может ожидать Эстонию, где в порядке ротации находятся военнослужащие США?
— Соединенные Штаты Америки всегда были и остаются самым важным союзником для Эстонии, и, представляя свои интересы, мы общаемся тесно как с новой администрацией, так и с конгрессом США.
У нас нет оснований полагать, что вступающий в должность президент Трамп намерен радикально пересмотреть союзнические отношения США или внести изменения в приверженность США трансатлантическим отношениям с европейскими союзниками. Также нет никаких оснований сомневаться в продолжении военного присутствия США в Европе.
— Парламент Эстонии в 2015 году провел первое чтение законопроекта о ратификации пограничных договоров с Россией. Они также находятся на рассмотрении в Государственной думе РФ. Эстония по-прежнему сохраняет настрой на ратификацию этих документов?
— По теме пограничных договоров стороны договорились, что ратификация договоров будет проходить параллельно. В парламенте Эстонии договора прошли первое чтение уже в 2015 году, и мы ждем, чтобы и Государственная дума сделала реальные шаги в этом направлении. Конкретные шаги в парламентском законодательстве помогут нам двигаться дальше намного больше, чем просто выступления в СМИ. Хотелось бы подчеркнуть, что вступление в силу пограничных договоров принесет пользу обеим странам.
— Недавно вы выразили мнение, что есть вероятность того, что Россия с помощью хакерских атак и информационных операций попытается повлиять на предстоящие в ближайшие месяцы выборы в ряде стран Европы. На чем основаны ваши опасения?
— Обеспокоенность из-за вмешательства России в кампанию президентских выборов США выразили как органы американской разведки, так и политики, которые задействованы в сфере безопасности. Само собой разумеется, что в такой ситуации есть основания обратить дополнительное внимание на кибербезопасность и информационную безопасность всем европейским странам, которые в ближайшее время ждут выборы.
— Сохраняются ли планы Эстонии построить стену на границе с Россией? Когда этот проект будет реализован? И для чего он нужен?
— Вступление в силу пограничных договоров и хорошо действующая граница — в интересах как Эстонии, так и России. Пока в основном мы занимались очистительными работами на восточной границе, проектированием и подготовительными работами к выстраиванию границы. Также начат первый этап выстраивания границы. Эстония желает выстроить современное обозначение границы к 2019 году. Согласно сегодняшнему плану, сухопутная граница должна получить корректное обозначение и электронную охранную систему на высшем уровне.
— Соответствует ли действительности информация о том, что Эстония заинтересована в подключении к транспортному коридору "Север-Юг", инициированному Азербайджаном, Ираном и Россией, во включении в него порта Палдиски? Когда будут подписаны соответствующие документы?
— Да, Эстония заинтересована в данном проекте, и мы уже вели переговоры по данной теме, но о конкретных договоренностях еще рано говорить.
— Зачем Эстония хочет выйти из БРЭЛЛ? ("Энергокольцо" или "Электрическое кольцо БРЭЛЛ" — по первым буквам названий Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы — создано в 2001 году. Линии электропередач были связаны в условное кольцо, с тех пор энергия свободно курсирует между энергосистемами пяти государств.) Это действительно экономически целесообразно или цели все-таки политические?
— Эстония, Латвия и Литва желают синхронизировать свои энергосистемы с частотой стран Евросоюза. В организации своих электрорынков мы придерживаемся стандартов устройства электрорынков ЕС — то же самое мы хотим сделать и с техническим обслуживанием сетей. У стран-членов ЕС есть общие предписания, которые определяют принципы для трансграничной передачи энергии, планирования сетей, обмена информацией, разделения ответственности и так далее.
Так как мы не являемся частью частотной зоны ЕС, то мы не можем полностью соблюдать эти общие принципы. Поэтому переход в данную частотную зону является логичным шагом. В сотрудничестве с Европейской Комиссией и странами ЕС мы проводим на данный момент исследования, чтобы разработать наиболее подходящее техническое разрешение. Когда оно будет разработано, мы заранее оповестим наших российских и белорусских коллег.
РИА Новости. 18.01.2017