НАТО открыло восьмой командный центр в Восточной Европе

Дмитрий Лару

Накануне в словацкой столице был открыт восьмой по счету командный центр НАТО в Восточной Европе. Основанием для формирования подобных военных пунктов стал так называемый План действий по обеспечению готовности, одобренный в 2014 году на саммите альянса в Уэльсе, который проходил без участия РФ. Этот документ стал реакцией на «российскую угрозу» европейской безопасности и был принят с целью улучшить боевую готовность стран — членов блока.

Министерство обороны Словакии подтвердило «Известиям» открытие штаба в Братиславе.

— Численность личного состава, задействованного в штабе, составит 41 человек. Из них 21 военнослужащий из Словакии и 20 из других стран НАТО. Открывшийся штаб начнет в полной мере функционировать с 1 июня 2017 года. На должность командира штаба был назначен словацкий полковник Йозеф Зекуция, — отметили в министерстве обороны Словакии.

Представитель пресс-службы НАТО Ирина Новакова подтвердила «Известиям», что словацкие эксперты будут сотрудничать с военнослужащими из США, Чехии, Польши, Румынии, Венгрии и Германии.

Помощник генерального секретаря НАТО Такая Илдэм в своем официальном заявлении подчеркнул, что сеть командных центров внесет значительный вклад в систему коллективной обороны альянса. Пункты командования, находящиеся в настоящий момент на территории Словакии, Венгрии, Польши, Болгарии, Румынии, Литвы, Латвии и Эстонии, будут принимать активное участие в военном планировании и учениях.

— Командные пункты могут облегчить размещение сил реагирования НАТО, численность которых в последние годы увеличилась в три раза — с 13 до 40 тыс. человек. В их состав входят сухопутные, военно-морские и военно-воздушные войска, а также силы специального назначения. Неотъемлемой частью является также Объединенная оперативная группировка повышенной боеготовности, включающая около 20 тыс. военнослужащих, способных реагировать на кризисные ситуации в течение нескольких дней. Комплектование сил реагирования НАТО осуществляется на «ротационном принципе», — отметили в пресс-службе НАТО.

Эксперт по Восточной Европе и представитель Словацкой академии наук Мартин Браксаторис подчеркнул, что вклад таких командных центров в общую обороноспособность военного блока не стоит переоценивать.

— Они в определенной мере способны укрепить обороноспособность альянса, однако их вклад не является ключевым. В соответствии с интересами безопасности стран НАТО более правильным шагом было бы начать процесс деэскалации взаимоотношений с Россией, а не наращивать свое присутствие на восточных рубежах альянса, — сказал «Известиям» Браксаторис.

— Решение НАТО имеет в первую очередь военный характер. Однако в целом процесс формирования командных центров необходимо рассматривать и в политическом контексте, когда альянс пытается на фоне якобы существующей «российской угрозы» демонстрировать Москве свою сплоченность, — рассказал «Известиям» аналитик, представитель Общества изучения Центральной и Восточной Европы Михаил Ондрейчик.

— С точки зрения Братиславы создание штаба является важным политическим жестом. Словакия проявляет свою готовность активнее участвовать в обороноспособности военного блока, чтобы избавиться от образа «черного пассажира» и стать членом, который не только пользуется гарантиями более сильных союзников, но и вносит весомый вклад в оборону североатлантического пространства, — добавил Браксаторис.

Командные центры НАТО только формируются, поэтому оценить их реальную роль можно будет только спустя некоторое время. Однако очевидно, что альянс продолжает придерживаться курса на противостояние с Россией и непрерывно усиливает военное присутствие в Восточной Европе.

Известия. 27.01.2017

Читайте также: