Додону припомнили Москву

Светлана Гамова

Контакты президента Молдавии с руководством Приднестровья, получившие одобрение в Москве, вызвали противодействие правительства. Протест МИД Молдавии по поводу открытия в Москве представительства непризнанной республики можно считать ответом на обещания Игоря Додона сделать свою страну федерацией. Представитель Приднестровья в РФ Александр Караман сказал «НГ», что, согласно меморандуму от 1997 года, подписанному президентом Молдавии, Тирасполь имеет право на самостоятельную экономическую деятельность и на представительство.

Меморандум между тем составлен «как минимум в федеративных рамках». По словам Александра Карамана, в 1997 году в Москве был подписан меморандум.

Он разрешил Приднестровью «самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контракты в экономической, научно-технической и культурной областях». В документе отмечено, что «Приднестровье принимает участие в осуществлении внешней политики Республики Молдова – субъекта международного права, по вопросам, затрагивающим его интересы» Однако, заметил «НГ» Александр Караман, «подписывая соглашение об ассоциированном членстве Молдовы с ЕС, Кишинев не советовался с Тирасполем».

В 1997 году меморандум подписали президент Молдавии Петр Лучинский, лидер Приднестровья Игорь Смирнов, а также главы стран-гарантов: России – Борис Ельцин, Украины – Леонид Кучма и председатель ОБСЕ Хельвег Петерсен. В преамбуле документа записано, что Республика Молдова и Приднестровье – две стороны строят свои государственно-правовые отношения в рамках общего государства в границах по состоянию на 1 января 1991 года. То есть в границах бывшего СССР. «Это по крайней мере федерация», – отметил Александр Караман. Он добавил, что МИД Республики Молдова следует перечитывать документы, подписанные молдавскими президентами, тогда не получится то, что случилось в этот раз. А случилось следующее.

Молдавские власти отреагировали на недавнее решение президента Приднестровья Вадима Красносельского об открытии представительства непризнанной республики в Российской Федерации и назначении «полпреда». «В связи с этим фактом Министерство иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) должно заявить, что это незаконно и нелегитимно, учитывая, что противоречит как Конституции РМ, так и принципам и нормам международного права», – говорится в комментарии МИДЕИ.

В МИДЕИ ждут, что российские власти не поддержат запрос Тирасполя и таким образом подтвердят свое уважение принципу суверенности и территориальной целостности Молдовы, закрепленному в Договоре о дружбе и сотрудничестве между РМ и РФ.

Между тем, по словам полпреда Приднестровья Александра Карамана, Тирасполь не должен ждать особого разрешения на открытие представительства региона в РФ, так как это предусматривает уже упоминавшийся меморандум. К тому же это оговорено во время недавнего визита в Москву президента Приднестровья Вадима Красносельского и группы министров. Кроме того, представители Приднестровья были в Москве и раньше, однако это не вызывало протестов молдавского внешнеполитического ведомства.

Нынешняя ситуация объясняется тем, что действующие парламент (его большинство) и правительство, несмотря на то что ведут переговоры с Москвой, Брюсселем, США об окончательном урегулировании приднестровского конфликта (в 1992 году произошла война на Днестре), не заинтересованы в объединении с отколовшимся востоком страны – Приднестровьем. По мнению молдавского политолога и депутата Богдана Цырди, в единой стране приднестровцы будут представлены в молдавском парламенте, они будут участвовать в молдавских выборах. А участие в выборах приднестровских партий, полагает эксперт, приведет к тому, что за них проголосует большинство избирателей. О такой «опасности» открыто предупреждал лидер входящей в правящий альянс Либеральной партии Михай Гимпу. Он отметил, что досрочные выборы, которые инициирует президент Додон, нельзя допустить. «Что значит идти на досрочные выборы. Это значит самим осознанно привести к власти пророссийские партии», – сказал лидер либералов радио Europa Libera («Свободная Европа»). На фоне таких откровений переговоры в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели), которые фактически заморожены, представляются простой формальностью.

Ударом по планам Игоря Додона можно считать и недавний инцидент в аэропорту Кишинева, где при возвращении из Москвы был задержан и досмотрен министр промышленности и регионального развития Приднестровья Николай Глига. МИД Приднестровья назвал этот досмотр необоснованным.

В Тирасполе полагают, что такие действия компетентных органов Молдавии «не имеют под собой объективных оснований и являются политически мотивированными». «Меры по ограничению свободы передвижения членов правительства Приднестровской Молдавской республики (ПМР) направлены исключительно на оказание морально-психологического давления на представителей руководства ПМР», – отмечается в комментарии внешнеполитического ведомства Приднестровья. В Тирасполе подчеркивают, что «такого рода недружественные действия Молдовы крайне негативно сказываются на перспективах стабилизации двусторонних отношений (Молдавии и Приднестровья)». То есть бьют по планам сближения Молдавии и Приднестровья, о которых говорил с тираспольским лидером Вадимом Красносельским, а также президентом России глава молдавского государства Игорь Додон.

Независимая газета. 30.01.2017

Читайте также: