В Ташкенте и Душанбе надеются на прорыв в отношениях
Виктория Панфилова
В Душанбе 26 декабря ожидают правительственную делегацию Узбекистана во главе с вице-премьером Рустамом Азимовым. На переговорах будут обсуждаться вопросы транспортного сообщения, отмены визового режима между двумя соседними странами, а также торговли. Однако неурегулированный вопрос строительства таджиками Рогунской ГЭС осложняет отношения Ташкента и Душанбе, а некоторые проблемы выводит на уровень чуть ли не конфронтации.
В начале будущей недели в Душанбе состоится заседание межправительственной комиссии Таджикистана и Узбекистана. Основной темой обсуждения станут торгово-экономические возможности двух стран. Таджикистан на встрече будет представлять первый вице-премьер правительства Давлатали Саид. Ранее стороны договорились о возобновлении с марта будущего года авиарейсов Ташкент–Душанбе. Не исключено, что в ходе нынешнего заседания будет принято положительное решение по возобновлению железнодорожного и автобусного сообщения. Что касается отмены визового режима, то эта тема находится в процессе обсуждения. Визы между двумя странами были введены в сентябре 2000 года. Эксперты считают, что в этом вопросе также может быть подвижка: таможенные и пограничные службы уже ведут совместную работу.
Как сообщает «Азия плюс», в начале 2017 года в Душанбе планируется провести ярмарку товаров, произведенных в Узбекистане, – от автопрома до продуктов питания. После этого в таджикской столице пройдет первый бизнес-форум.
За последние 20 лет таджикско-узбекские связи сократились. Показатель взаимной торговли с 500 млн долл. в начале 2000-х уменьшился до 12 млн долл. в 2015 году. Необходимость в обоюдных связях неизбежна, и чем быстрее начнется это сотрудничество, тем лучше будет для обеих стран. Надежда на потепление непростых взаимоотношений между соседними странами появилась еще после встречи лидеров Эмомали Рахмона и Ислама Каримова, которая состоялась в Душанбе в сентябре 2014 года. Но импульс переговорам придал новый президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев. В своей программе он выдвинул в приоритеты развитие внешнеполитических связей с соседями. Состоялся визит министра иностранных дел Аблазиза Камилова в Таджикистан. Ташкент посетил министр энергетики Таджикистана.
«Именно вопросы энергетики, а точнее, строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане, сдерживают развитие сотрудничества между странами и многие вопросы выводят на уровень чуть не конфронтации. Тень Рогуна маячит за спиной всех переговоров и переговорщиков», – сказал «НГ» эксперт Центра экономических исследований Узбекистана Бахтиер Эргашев. Поскольку единого решения и единого подхода между Узбекистаном и Таджикистаном по вопросу строительства гидроэнергетического объекта нет, и резкого прорыва не предвидится. «А все остальные вопросы можно и нужно обсуждать. Не исключено, что в ходе заседания будут положительные решения по некоторым направлениям. Например, в вопросе транспортного сообщения. Это нормально и ожидаемо», – считает Эргашев.
Аналогичного мнения придерживается российский эксперт Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволжья Института востоковедения РАН Станислав Притчин. «Визит Рустама Азимова в Душанбе состоится уже после формирования основного состава правительства Узбекистана. Логично, что именно он как один из старожилов нынешнего кабинета министров возглавит правительственную делегацию. Цель визита Азимова – подтвердить позицию Узбекистана в намерении наладить отношения с соседями по региону», – сказал «НГ» Станислав Притчин. А кроме этого, по мнению эксперта, «это сигнал Таджикистану, что узбекская позиция по водным вопросам не меняется». «Она будет такой же жесткой, как и прежде», – считает эксперт. Таджикистан, полагает Притчин, загнал себя в сложную ситуацию тем, что объявил строительство Рогунской ГЭС национальной идеей, от реализации которой будет зависеть суверенитет страны. «Ставки слишком высоки, что в принципе осложняет поиск компромисса», – считает Притчин.
На вопрос «НГ», на каких условиях можно решить эту проблему, Бахтиер Эргашев сказал, что с точки зрения Ташкента – лучше бы Рогунскую ГЭС не строить вообще, так как это скажется на обеспечении водой Узбекистана. «Но этот вариант неприемлем для Душанбе. Есть и другие варианты, которые разрабатывались и обсуждались, и один из них – создание большого акционерного общества, где Узбекистан получил бы блокирующий пакет акций и имел бы право вето. Пойдет ли на это Таджикистан? Был еще вариант создания водно-энергетического консорциума, в котором каждый участник имел бы свою долю и право решающего голоса. Но в условиях существующего недоверия, которое возникло за последние 10 лет, очень трудно пойти на такой шаг», – полагает Эргашев. Еще один вопрос, который ожидает решения – создание единой энергосистемы региона. Но он опять упирается в доверие сторон.
Станислав Притчин считает более реалистичным многосторонний формат проекта Рогунской ГЭС с участием внешних игроков, например России и Китая. Это позволило бы снизить градус накала в водном вопросе региона и решить имеющиеся противоречия.
Независимая газета. 22.12.2016