Лукашенко использует дипломатию скандала

Антон Ходасевич

Александр Лукашенко пока не собирается изменить евразийской интеграции, однако держит паузу в развитии отношений с союзниками и рассчитывает получить экономические дивиденды за участие в «политическом проекте». И одновременно развивает связи с Евросоюзом. Президент Белоруссии подписал указ, которым утвердил программу развития страны. Ее главной целью является выход на заключение базового соглашения о партнерстве с ЕС.

Президент Лукашенко и вчера не прокомментировал свой демарш саммитов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ), несмотря на ожидания общественности и экспертов. Можно считать, что официальную позицию Минска сформулировал председатель Палаты представителей белорусского парламента Владимир Андрейченко, участвуя в Москве в сессии Парламентского собрания Союза Белоруссии и России. «Не отвечает нашим интересам и ситуация в отношении ЕАЭС. С момента запуска ЕАЭС с 1 января 2015 года не принято фактически ни одного серьезного экономического решения… Складывается ощущение, что экономический союз превращается в чисто политический проект». Недоволен Минск и той информационной атакой, которая началась в Москве. «В информационной политике складывается ощущение, что в российском общественном мнении пытаются переформатировать образ Беларуси и белорусов. Из лучших друзей и преданных союзников нас пытаются представить как неискренних, несамостоятельных и живущих за счет России партнеров, которые в любой момент могут стать русофобами и повторить путь Украины», – сказал Андрейченко.

Вчера Лукашенко фактически смягчил ситуацию, вызванную молчаливым игнорированием интеграционных саммитов в Санкт-Петербурге. В ходе совещания по вопросам работы свободных экономических зон (СЭЗ) он дал понять, что из ЕАЭС Белоруссия пока выходить не собирается, хотя некоторые эксперты заговорили уже и об этом. «В ближайшее время, начиная с 1 января 2017 года, условия работы резидентов СЭЗ существенно меняются. Принятые в рамках Евразийского экономического союза документы упраздняют некоторые таможенные льготы. Мы вынуждены учитывать эти требования», – заявил Лукашенко. Изменения, о которых сказал белорусский лидер, предусмотрены тем самым Таможенным кодексом, подписывать который Лукашенко накануне не поехал в Санкт-Петербург. Из сказанного следует, что устраивать демарш с подписанием он не собирается и документ, как и планировалось ранее, вступит в силу с 1 января 2017 года.

Таким образом, прогнозы экспертов, утверждавших, что отсутствие Лукашенко на саммитах ЕАЭС и ОДКБ – не более чем шантаж Москвы, подтверждаются. Белорусский президент пошел ва-банк и задействовал привычную ему «дипломатию скандала», как ее назвал белорусский политический аналитик Юрий Дракохруст. «Когда к нам так относятся, ну так и не нужно нам таких союзов. Нет, нет, ну не то, чтобы совсем не нужно, но мы не позволим нас обижать, Москве ведь союзы с нами вроде тоже нужны, не одним нам», – пытается сконструировать логику Лукашенко эксперт. Он напоминает, что ранее такой «дипломатией скандала» получалось «добиться от России многого». Однако Дракохруст не готов с определенной уверенностью сказать, «сработает ли это сейчас». Эксперт полагает, что ситуация изменилась. «Это году в 2004-м, даже еще в 2010-м можно было стегать Кремль, обвиняя в «терроризме на высшем уровне», а сейчас «после Крыма» «мягкая сила» Лукашенко в России значительно уменьшилась, пишет эксперт в своем блоге.

«Недружественными» действиями, которые и вынудили Лукашенко устроить публичный демарш относительно интеграционных саммитов (отсутствие очередного транша кредита, продуктовые войны, сокращение поставок нефти и дорогой газ), Москва тоже шлет Минску сигнал, что он стал «недостаточно своим» и хочет слишком много за свое более чем скромное проявление лояльности. Особенно Москву раздражает, как думают местные эксперты, восстановление диалога между Минском и Брюсселем.

Белоруссия действительно усиленно восстанавливает разрушенные за последние годы отношения с Европой и готова пойти настолько далеко, насколько к этому готовы в Брюсселе. Более того, там уже простили Лукашенко многие его «недемократические замашки», но еще есть базовые пункты, отступать от которых там не намерены. В частности, это экономические реформы, без которых Белоруссии не видать кредитов МВФ. В то же время Лукашенко убежден, что разгосударствление экономики лишит его рычагов управления и личной власти, на что он пойти не может. Да и реакция Кремля на такие выходки может оказаться болезненной.

Именно такое положение вещей, по мнению экспертов, делает безальтернативным выбор Лукашенко – уйти в Европу, о чем заговорили отдельные российские аналитики, он не может, выйти из евразийской интеграции он тоже не в состоянии. «Хлопнуть дверью, гордо уйти из казино евразийской интеграции, в котором ныне пахнет капитальным пролетом мимо кассы, для сегодняшней Беларуси нереально. Кремль просто не позволит и может наказать очень больно. Лукашенко остается бравировать, идти на обострение, повышать ставки в игре, на кону в которой не только его власть над страной, но и будущее самой страны», – пишет по этому поводу белорусский политический аналитик Александр Класковский.

Между тем в Белоруссии утверждена программа развития страны, в которой ключевая задача – полностью нормализовать отношения с ЕС. По сообщению Интерфакса, Белоруссия ставит перед собой задачу нормализовать отношения с Евросоюзом и заключить с ним базовое соглашение о партнерстве и сотрудничестве в ближайшие пять лет. Данное решение содержится в утвержденной указом президента программе социально-экономического развития республики на 2016–2020 годы.

«Одна из ключевых задач на перспективу – полная нормализация отношений и выход на заключение базового соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Белоруссией и Европейским союзом», – сказано в документе. В программе отмечено, что приоритетом на европейском векторе является интенсификация партнерства со странами Европейского союза в сферах торговли и высокотехнологичных инвестиций, транспорта, транзита, трансграничного и регионального сотрудничества, упрощения визового режима, охраны окружающей среды.

В конце ноября заместитель министра иностранных дел Белоруссии Елена Купчина заявила, что Минск уже готов к работе над базовым соглашением о сотрудничестве с ЕС, Евросоюз – пока нет.

Независимая газета. 28.12.2016

Читайте также: