Денежная реформа в Индии притормозила локомотив мировой экономики
Ольга Соловьева
Индия – четвертая экономика в мире – проводит самую крупную и радикальную денежную реформу, которая уже имеет глобальные последствия. Как и другие страны Индия страдает от неуплаты налогов и большого теневого сектора. Но решают эти проблемы индийцы решительным способом – заменой более 80% наличных денег и «заталкиванием» экономики в безналичный денежный оборот. Критики реформы оценили ущерб от нее уже в 2% ВВП или более 170 млрд. долларов. А в Азиатском банке развития (АБР) из-за индийской реформы уже пересматривают экономические прогнозы в худшую сторону для всех стран региона.
Все большее число стран готово под лозунгом борьбы с теневой экономикой и низкими налоговыми поступлениями отказываться от крупных денежных купюр. Так, в течение 72 часов президент Венесуэлы Николас Мадуро обязался обменять все крупные купюры достоинством 100 венесуэльских боливар на монеты. Как объявил венесуэльский лидер, главная цель реформы – удар по деятельности мафии на границе с Колумбией, занимающейся незаконным вывозом товаров из Венесуэлы. И такой короткий срок установлен, чтобы у контрабандистов, которые работают на границе, не будет времени на обмен всех своих денег. Заметим, в Венесуэле наблюдается резкая нехватка продуктов и других товаров на фоне самого высокого в мире уровня инфляции. Спекулянты скупают дешевые товары и перепродают на черном рынке, что приводит к дефициту.
При этом уже с четверга в стране в оборот будут введены шесть новых купюр номиналом от 500 до 20 тыс. боливаров. Текущая же самая крупная купюра страны – 100 боливар – сегодня примерна равна двум центам США по неофициальному курсу.
Заметим, Венесуэла не единственная страна, которая готова бороться с теневой экономикой денежными ограничениями. Например, еще в мае этого года Европейский центральный банк (ЕЦБ) объявил о прекращении с 2018 года выпуска банкнот номиналом в 500 евро. Отказ от крупной банкноты связывают с мнением, что именно купюры с самым высоким номиналом обычно используются для расчетов в криминальном бизнесе, в частности в отмывании денег. Использование же банкнот с меньшим номиналом намного усложнит подобные действия, считают в ЕЦБ.
Дальше всех в денежной реформе пошла Индия. Как известно, в ночь с 8 на 9 ноября 2016 года в стране стартовала своя реформа суть которой сводилась к выведению из обращения денежных купюр номиналом в 500 рупий (7,5 долл) и 1000 рупий (15 долл). Уже с 9-го числа такие банкноты были признаны недействительными и подлежали обмену на банкноты нового образца номиналом в 500 и 2000 рупий либо зачислению на счет в банке.
При этом обмен можно было произвести лишь с определенными ограничениями. Например, до 4 тыс. рупий (позже лимит заменили на 4,5 тыс рупий) можно было обменять на более мелкие или новые купюры в любом банке или на почте, предъявив удостоверение личности. Однако только 2,5 тыс. из них можно было получить наличными, остальное же должно было пойти на счет. В свою очередь на счет а банке купюры можно положить в неограниченном количестве, но при сумме свыше 250 тыс. рупий необходимо будет указать их источник. Снимать же со счета можно не более 24 тыс. рупий в неделю.
Таким образом индийские власти надеются побороть теневую экономику, коррупцию, финансирование терроризма, подделку купюр, повысить собираемости налогов, а также стимулировать индийцев более активно использовать безналичные расчеты. Ограничения же по обмену и обналичиванию, по мысли авторов реформы, должны отфильтровать таким образом «чистые» деньги от «грязных».
Пока же в стране доля наличных денег в экономике очень велика. Только на конец октября 2016 года наличная денежная масса в обращении в Индии составляла примерно 17,77 трлн рупий (около 260 млрд долл. США). При этом от общего же количества банкнот изымаемые купюры составляют 25%, но по стоимости это 86% всей наличной денежной массы страны.
Высока и доля наличных средств в теневом обороте страны. Так, по оценкам экономистов, теневые денежные потоки составляют не менее 20% от ВВП Индии, то есть порядка 30 трлн рупий. «В «тени» занята значительная часть рабочей силы, производство товаров и услуг, необлагаемых денежных потоков. Налоги в Индии официально платит лишь 2% населения. В 2014-2015 годах недобор налогов составил порядка 100 млрд. в долларовом эквиваленте», – указывает главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Елена Брагина.
Позитивные результаты ожидаются в будущем, а пока экономика страны испытывает настоящий шок. Техническая сторона реформы не была должным образом подготовлена – считают эксперты. Количество банкоматов, выдававших мелкие купюры, было недостаточным и к ним выстраивались километровые очереди. Работа самих банкоматов то и дело прекращалась из-за нехватки денег. Мало того, новые купюры имели другие размеры, и техника под них не была переналажена. Министр финансов Индии Арун Джейтли позднее признавал, что 200 тыс банкоматов не были готовы к работе с новыми купюрами, а для их переналадки потребуются 2-3 недели.
Как отмечает индийская пресса, в результате реформы больше всех пострадали беднейшие слои населения. К категории пострадавших можно отнести и иностранных туристов, которые зачастую не могли ни воспользоваться банкоматами, ни обменять валюту на рупии. Но эти неудобства – не самый чувствительный ущерб. Основная проблема в том, что вся розничная торговля, сфера услуг, строительство и сельское хозяйство держится в основном на наличном обороте денег. Так что изъятие крупных купюр обернулось мощным кровопусканием для экономики.
Ситуация также осложняется тем, что в сентябре в Индии завершилась налоговая амнистия, в рамках которой индийцы могли беспрепятственно задекларировать неучтенные доходы. Однако, как отмечают эксперты, налоговую амнистию нельзя назвать удачной – послаблениями воспользовались лишь немногие. Так, в рамках амнистии было задекларировано лишь 650 млрд рупий неучтенных доходов – или около 0,5% ВВП. Правительство же надеется, что теперь денежная реформа поможет «обнаружить» неучтенные средства, что увеличит налоговые сборы.
«Шоковая» валютная реформа может слишком дорого обойтись стране, замечает бывший премьер-министр Индии Манмохан Сингх. Эта схема демонетизации нанесет вред сельскохозяйственному росту, росту малых предприятий, нанесет вред всем, кто работает в теневом секторе экономики, замечает он. «По моим ощущениям, национальный доход, ВВП нашей страны может снизиться на 2% в результате того, что было сделано», – считает бывший чиновник.
И реформа вместо привлечения людей к банковскому сектору, наоборот, их отпугнет. «То, что было сделано, может снизить доверие нашего народа в валютную и банковскую систему. Я хотел бы узнать у премьер-министра название хоть одной страны, где люди могут депонировать средства в банке, но не могут их снимать. Уже этого достаточно, чтобы осудить то, что было сделано», – приводит слова Сингха РИА Новости.
Зарубежные экономисты даже опасались коллапса индийской экономики после начала денежной реформы. Так, опрошенные агентством Bloomberg эксперты считают, что экономика Индии оказалась на грани краха после неожиданного решения о выведении из оборота крупных купюр. Резко снизились обороты в сети розничной торговли, ресторанах, кафе, других учреждениях услуг.
Индийская реформа может иметь и более глобальные последствия. Вчера Азиатский банк развития скорректировал свой прогноз на 2016 год по экономикам развивающихся стран Азии на ожидании замедления роста в Индии – с прежних 5,7% на 5,6%. Прогноз по росту экономик стран Южной Азии в текущем году банк понизил с прежних 6,9% до 6,6%. Ожидания же по росту экономики Индии АБР также скорректировало с прежних 7,4% до 7% в этом году. «Из-за слабых инвестиций, замедления в секторе сельского хозяйства, а также в связи отсутствием свободных денежных средств после решения правительства о запрете высокого номинала банкнот», – объясняют свое решение в АБР. При этом эксперты банка считают, что негативный эффект от реформы будет преодолен уже в 2017 году, когда экономика страны может вырасти на 7,8%.
Денежная реформа в Индии отчасти напоминает знаменитую «Павловскую денежную реформу», когда в 1991 году в СССР под изъятие тоже попали самые крупные купюры достоинством 50 и 100 рублей. Также как и в Индии в СССР обмен банкнот был ограничен. Так, обменять старые купюры на новые можно было в течение трех дней и не более 1000 руб на человека. Была ограничена и возможность снятия наличных денег со сберегательных счетов – не более 500 рублей в месяц на одного вкладчика.
Предложения по ограничению наличности периодически появлялись и в РФ. Так, в российском Минфине идея ограничения наличных расчетов возникла в 2012 году. Поводом для разработки законопроекта послужили предложений по борьбе с нелегальным денежным оборотом. Предполагалось, что новшество позволит снизить криминогенность платежей за дорогостоящие покупки. Изначально предлагалось с 2014 года обязать граждан оплачивать покупки стоимостью более 600 тыс. рублей с помощью банковских карт, а с 2015-го — опустить эту планку до 300 тыс. рублей (см «НГ» от 27. 11. 2013). Однако наши чиновники не слишком продвинулись в реализации этой затеи. В ноября в СМИ сообщили, что обсуждение запрета на оплату крупных покупок наличными отложено, как минимум, до 2018 года.
«Инициатива вывести из обращения купюры величиной в 500 и 1000 рупий, как таковая, могла помочь достичь заявленных целей. Однако страна была попросту не готова к выводу этих купюр за столь короткий срок», – замечает специалист по исследовательской деятельности Московской школы управления Сколково Егор Кривошея. Для России подобный путь также может оказаться рискованным, если мы пренебрежем скоростью и подготовкой реформ. «Для борьбы с серой экономикой и стимулирования безналичных платежей запретные меры обычно являются менее эффективными, чем те, что направлены на стремление к равенству наличных и безналичных способов оплаты», – констатирует Кривошея.
«Для России пример Индии не очень показателен из-за существенных различий в структуре экономик и общества, организации социальной сферы. Тем не менее, опыт индийской реформы показал насколько осторожным надо быть, проводя реформы в налоговой и денежной сферах», – продолжает профессор Академии народного хозяйства и госслужбы Константин Корищенко. «Состоятельные люди все равно находят способы конвертировать накопления», – считает руководитель отдела продаж компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский.
Реформа в Индии самая крупная за последнее время, прямо направленная на борьбу с теневой экономикой, замечает доцент Российского экономического университета им Плеханова Татьяна Белянчикова. «Важным моментом является и поведение национальной валюты: за время реформы доллар вырос к рупии сначала с 66,74 до 68,63, а на сегодняшний день национальная валюта уже отыграла половину утраченных позиций и колеблется в районе отметки 67,5 рупии за доллар. Конечно, это тоже девальвация, но в условиях, когда годовой ВВП страны растет более чем на 7% ежегодно, экономика чувствует себя относительно хорошо», – говорит она. Тем не менее, продолжает Корищенко, пока что проблемы нехватки наличных денег создали трудности почти во всех секторах экономики, начиная от сельского хозяйства и заканчивая перевозками пассажиров в такси.
Независимая газета. 14.12.2016