Чешская внешняя политика: «Чтобы никого не обидеть»
Катерина Айзпурвит
Защита прав человека со времен Вацлава Гавела считалась частью внешней политики Чехии. Как обстоит дело сегодня? Сохраняет ли государство верность своему курсу борьбы за демократию на международной арене? Об этом рассуждали бывший министр иностранных дел Чехии Цирил Свобода и депутат Европарламента от социал-демократов Мирослав Похе.
«Соблюдение и защита прав человека являются составляющей внешнеполитической концепции Чешской Республики, которая очень четко сформулирована, и я не считаю, что она существенно менялась. Единственный сегмент, где можно заметить некоторый сдвиг, это усиление так называемой „экономической дипломатии“, которая часто упоминается как противоречащая этой концепции, однако я с такой точкой зрения не согласен», — считает Мирослав Похе, подчеркивая, что внешнеполитический курс страны остается неизменным.
Иного мнения придерживается политик Цирил Свобода, бывший лидер христианско-демократической партии, с 2002 по 2006 год занимавший должность министра иностранных дел Чешской Республики.
«Я считаю, что политический курс, направленный на защиту прав человека, изменился, и изменился к худшему. Я согласен с коллегой, что сегодня все внимание сосредоточено на „экономической дипломатии“, что в переводе на чешский означает „более прагматичная дипломатия“. В будущем мы увидим, выгодно это или нет. В те годы, когда Чешская Республика имела репутацию страны, которая решительно защищает права и свободы человека, эта роль, которую может играть и небольшое государство, ей очень подходила. Действительно, понятие о правах человека содержится в формулировке нашей внешнеполитической концепции, однако на практике мы действуем очень прагматично, так, чтобы никого не обидеть», — характеризует принципы сегодняшней чешской внешней политики Цирил Свобода.
Однако Мирослав Похе не видит больших отличий внешнеполитического курса Чехии от курса других стран Евросоюза, как в области соблюдения экономических интересов, так и в сфере защиты прав человека. Кроме того, защита демократии должна, по его мнению, исходить из конкретной ситуации в конкретной стране.
«Мы не хотим продвигать права человека и демократию любой ценой — и это тоже указано в нашей концепции. Если брать „Арабскую весну“ или такую страну как Ливия, то там ясно видны ограниченные возможности этой политики. Когда вместе с нашими союзниками, прежде всего Соединенными Штатами и другими западными странами, мы занимались продвижением демократии любой ценой, было очевидно, что в этом регионе подобные действия не помогут улучшить жизнь людей, и Ливия служит лучшим тому доказательством», — считает европарламентарий.
Цирил Свобода уверен, что защита свободы стоит того, чтобы идти ради нее на определенные жертвы.
«Мы можем сказать себе: „Ладно, этот договор мы не подпишем, не получим какую-то выгоду, однако защитим тех, чья свобода — под угрозой“. Я тоже против „экспорта чешской демократии“, однако убежден в существовании трех базовых прав человека. Во-первых, каждый из нас имеет право на жизнь, так что никто не должен находиться в нечеловеческих условиях или ставить свою жизнь под угрозу. Второе: каждый имеет право на свободу. И третье: каждый имеет право владеть имуществом. Все остальные права — производные от них, и тут мы уже можем рассуждать о том, что такое культурные традиции, говорить о некой их интерпретации. Однако эти три права — базовые для человека, и я убежден, что мы должны защищать их везде, по всей планете. И здесь нельзя говорить об „экспорте демократии“. Если где-то жизни людей угрожает опасность, если попирается их свобода, если кто-то посягает на чужое имущество, это означает посягательство на три базовых права человека».
Бывший глава внешнеполитического ведомства подчеркивает, что речь не должна идти о навязывании со стороны Запада другим странам политической системы или формы государственного устройства, однако три базовых права человека являются универсальными и должны защищаться.
Евродепутат Мирослав Похе считает подобный взгляд на права человека «слишком узким»: «Я думаю, что скоро мы окажемся в ситуации, когда вокруг Евросоюза, в так называемых „странах партнерства“, появится необходимость обращать куда большее внимание на социальные права, на трудовое право, то есть на все, что стоит над базовыми правами. В таких странах как Сербия или Белоруссия мы рано или поздно с этим столкнемся, а они очень важны для нас как партнеры — исторически, дипломатически. Так что нам предстоит заниматься там этими вопросами».
Мирослав Похе уверен: есть страны, которые Чехии ближе, и есть те, которые от нее дальше, универсальный «экспорт демократии» в современном мире невозможен, а ранее предпринятые попытки были ошибкой. При этом депутат напоминает, что поддержка демократии в мире остается одной из статей государственного бюджета Чехии.
Взаимоотношения с Китаем Мирослав Похе характеризует как «корректные» и «улучшившиеся в последние годы». При этом внимание к правам человека в чешской политике по отношению к КНР «по-прежнему присутствует», считает депутат, который уверен, что Чехия не отступает от европейских ценностей.
Цирил Свобода предупреждает, что ожидая крупных инвестиций из Китая, «можно остаться в дураках». «Мы начнем поддерживать что-то, противоречащее нашим интересам в Евросоюзе, потому что не захотим разозлить КНР, рассчитываем получить оттуда инвестиции».
Важно не стать в ЕС «троянским конем Китая», считает Цирил Свобода. Он уверен, что Чехия для Китая «страна-тест» — Китай проверяет, чьи интересы будет защищать Чешская Республика — Евросоюза или КНР.
ИноСМИ.ru. 14.12.2016