Азербайджан и Запад продлили «контракт века»: что получат азербайджанцы?
Максуд Талыблы
В конце прошлой недели в Баку Госнефтекомпания (SOCAR) и Азербайджанская международная операционная компания (АМОК), оператором которой является британская BP («Бритиш петролеум»), подписали соглашение о принципах дальнейшей разработки нефтяных месторождений «Азери-Чыраг-Гюнешли».
Акционерами АМОК являются: BP — 35,78%, Chevron — 11,27%, Inpex — 10,96%, SOCAR — 11,65%, Statoil — 8,55%, Exxon — 8%, ТРАО — 6,75%, Itochu — 4,3% и ONGC — 2,72%.
Соглашение о намерениях подписали президент SOCAR Ровнаг Абдуллаев и региональный президент BP по Азербайджану, Грузии и Турции Гордон Бирелл. Как говорится в совместном пресс-релизе SOCAR и BP, соглашение определяет основные коммерческие условия дальнейшей разработки АЧГ и позволяет в предстоящие несколько месяцев завершить переговоры и подготовить полностью согласованные документы.
«Мы уже длительное время ведем переговоры с зарубежными партнерами по АЧГ. В ближайшее время завершим работу и полностью согласуем документы. Проект АЧГ известен как „Контракт века“. Это месторождение имеет очень важное значение для Азербайджана. Оно символ нашей нефтяной промышленности. Разработка АЧГ заложила начало совершенно новому этапу развития нашей страны. Подписание сегодня с зарубежными партнерами соглашения о намерениях показывает, что мы еще долгие годы будем свидетелями успехов АЧГ», — заявил президент SOCAR Ровнаг Абдуллаев.
«Это знаменательный день для Азербайджана, SOCAR и АМОК. Таким образом создаются прекрасные возможности для продолжения успешного партнерства до середины века. Мы в 1994 году начали разработку АЧГ на новом этапе развития энергетической истории этой страны. BP горда быть участником этого долгосрочного партнерства и с большими надеждами смотрит на продолжение его еще на протяжении многих десятилетий», — заявил, в свою очередь, исполнительный директор BP Боб Дадли.
ВР удовлетворена возможностью и далее продолжать безопасную и эффективную разработку этого месторождения мирового уровня, сказал региональный президент компании Гордон Бирелл, пообещав, что соглашение «откроет путь будущим инвестициям и проектам, а также создаст тысячи новых рабочих мест».
Новое соглашение охватит разработку месторождений АЧГ до 2050 года и существенно дополнит потенциал добычи нефти до середины века.
Но давайте подведем итоги 20 летнего сотрудничества Азербайджана с западными компаниями. За эти 20 лет «контракт века» обрел реальные политические и экономические очертания, став значимым фактором развития страны. По данным SOCAR, общий объем инвестиций, вложенных иностранными компаниями в нефтегазовый сектор Азербайджана, достигает $ 44 млрд. В рамках контракта построены два экспортных нефтепровода Баку-Супса и Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), а также газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум (БТЭ).
В настоящее время Азербайджан добывает примерно 1 миллион баррелей нефти в сутки и около 30 миллиардов кубометров газа в год. Подтвержденные запасы газа превышают 2,2 триллиона кубометров. Это позволяет стране быть не только значимым экспортером нефти, но в течение следующих десятилетий быть также важным поставщиком газа на международных рынках.
За период с момента заключения «контракта века» Государственная нефтяная компания Азербайджана подписала с 53 международными энергетическими компаниями, представляющими 20 различных стран, 32 соглашения о долевом разделе. Не менее важны также геостратегические и политические выгоды от этого контракта.
По мнению многих экспертов изначально предполагалось, что контракт века обеспечит Азербайджану стратегический перевес в геополитике. Считалось, что, отдав нефтяные ресурсы в концессию ведущим западным ТНК, Баку автоматически обеспечит проазербайджанское лобби в ведущих геополитических центрах силы. Не случайно «Контракт века» — в его первоначальном варианте — напоминал соглашение о разделе прибыли между ведущими странами мира. В нем практически все ведущие геополитические центры «получили по серьге». Геополитический консенсус на нефтяном контракте был призван оградить Азербайджан от посторонних посягательств и превратить страну из яблока раздора в арену экономического сотрудничества.
Также считалось, что контракт обеспечит Баку преимущество в решении карабахского конфликта, так как, удовлетворив желания всех заинтересованных в каспийской нефти сторон, он вправе был надеяться на их благосклонность в деле решения главной проблемы страны.
Но в итоге ни одна из геополитических задач так и не выполнена. Карабахская проблема до сих пор не нашла своего решения. Никакого стратегического преимущества в обмен на отданную нефть мы так и не получили. Переговорный процесс зашел в тупик, и выхода из него не видно. Западные страны придерживаются политики паритетности в отношении стран-участниц конфликта, в результате чего Армения — союзник РФ — пользуется практически теми же геополитическими благами, что и Азербайджан.
Таким образом, можно констатировать, что в геополитическом плане контракт века не оправдал возлагавшихся на него надежд. Более того, он усилил внутрирегиональные противоречия и стал причиной резкого усилия конфликтности в регионе. В то же время он существенно ограничил возможности Азербайджана для маневра в карабахском вопросе.
Но с этим мнением не согласны на Западе. ВВС некоторое время назад подготовила репортаж о «контракте века», где одним из больших результатов его реализации названа стабильность. «Положительным итогом контракта АЧГ, если оглянуться назад, стало обеспечение политической стабильности и экономической независимости в условиях кризиса 1990-х. В условиях внутренних распрей и войны из-за Нагорного Карабаха подписание соглашения по АЧГ помогло восстановить столь необходимый порядок и политическую стабильность. Поскольку контракт нуждался в долгосрочных инвестициях, иностранные компании — британская BP, американские Chevron и Exxon, норвежская Statoil, турецкая TPAO, российская „Лукойл“, позднее вышедшая из проекта, и некоторые другие — были заинтересованы в стабильном инвестиционном климате и надежном обеспечении прав собственности. Заинтересованы в этом были и правительства стран, которые представляли эти компании. Вовлеченность в проект всех ведущих международных игроков соответствовала внешнеполитическим целям Азербайджана — привести в равновесие геополитические интересы ведущих держав», заявил в том же репортаже известный американский политолог Пол Гобл.
Этого же мнения придерживается и экономический обозреватель агентства «Туран» Тогрул Джуварлы. Как он написал на своей странице в Facebook, новое соглашение по АЧГ имеет чрезвычайно большое значение для экономики Азербайджана. «Это, в первую очередь, означает, что в ближайшие десятилетия в экономику страны будут вложены $ 25−30 млрд и более инвестиций, сохранятся тысячи рабочих мест, откроются новые рабочие места. Но самое главное — Азербайджан сможет поддержать высокий уровень добычи нефти, по меньшей мере, до середины века. В последние годы на АЧГ добыча нефти стала падать. Но теперь с подписанием нового контракта будут освоены глубоководные части АЧГ и к середине 2020-х годов, возможно, удастся стабилизировать добычу. На глубоководных частях АЧГ по приблизительным данным геологов залегает порядка 500−600 млн тонн нефти и 300 млрд кубометров природного газа. Новые объемы добычи позволят обеспечить загрузку еще в течение нескольких десятилетий нефтепроводов Баку-Джейхан и Баку-Супса, а также Южного газового коридора», — пишет Джуварлы.
Этого мнения придерживается и глава бакинского Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан. «Если посмотреть с экономический точки зрения, то все то, чего на сегодняшний день достиг Азербайджан, это все именно благодаря доходам от реализации проекта „Азери-Чираг-Гюнешли“. Около 95% активов Госнефтефонда были обеспечены за счет доходов поступлений от АЧГ», — отметил он. «Именно в этот период в Азербайджане начинается крупное строительство, восстановление всей инфраструктуры, различных отраслей экономики, которые поднялись благодаря тому, что из нефтяного сектора вкладывались огромные средства в ненефтяной. Поэтому на сегодняшний день нефтяной сектор, нефтяные доходы и проект „Азери-Чираг-Гюнешли“ — это подлинное свидетельство успехов в формировании современной экономики и современного Азербайджана», — подчеркнул эксперт.
В подтверждение своего мнения он приводит некоторые цифры. «С декабря 1999 года по 1 сентября 2014 года только в рамках одного проекта „Азери-Чираг-Гюнешли“ Азербайджан заработал $ 106 млрд. Еще $ 15 млрд в госбюджет принес налог на прибыль, который с 1997 года платили участвовавшие в проекте Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР/SOCAR) иностранные компании. То есть Азербайджан от этого проекта получил свыше $ 120 млрд. Я считаю, что в рамках одного проекта доход достаточный», — сказал Шабан.
Но в любом случае «контракт века» через 20 лет вновь тестирует Азербайджан на выбор между моделями будущего, от которых в выигрыше будет либо все общество, либо преимущественно только геополитические силы и зарубежная олигархия.
EurAsia Daily. 27.12.2016