Опыт Казахстана в управлении этнокультурным разнообразием
Акмарал Абен
Мир кардинально меняется. Мировой кризис наглядно демонстрирует неэффективность глобальных международных организаций, слабость военных союзов и неустойчивость мировой экономической системы. Разноплановые кризисные процессы продолжают разворачиваться, а состояние мировой системы безопасности продолжает ухудшаться.
Сложившаяся в эпоху геополитического баланса сил система международных отношений и принципы международной безопасности после распада СССР стали разрушаться, заменяться стандартами силы и превосходства. Процесс формирования нового мирового порядка, начавшийся во второй половине 80-х гг. ХХ в., сопровождается процессом образования новой геополитической конфигурации, ставшим следствием самороспуска Варшавского договора, дезинтеграции Советского Союза и, в конечном итоге, разрушения двухполюсного мира. Последнее обстоятельство способствовало возникновению новых центров силы, поставивших под сомнение единоличное доминирование в мире. В свою очередь это обусловило усиление борьбы за мировое и региональное лидерство, сферы влияния и расширение геополитических границ. А поскольку одновременно с разрушением двухполюсного мира исчезли и существовавшие ранее ограничения на применение военной силы, она все чаще стала использоваться для достижения геополитических и геоэкономических целей.
Распад Союза болезненно отразился на экономическом, социальном, политическом, этническом положении некоторых бывших союзных стран, за исключением Казахстана.
На постсоветском пространстве по-прежнему имеет место несколько конфликтов, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседнего государства, напряженности во взаимоотношениях между Россией и Украиной, Азербайджаном и Арменией, Узбекистаном и Кыргызстаном. Между Узбекистаном и Кыргызстаном конфликты возникают именно в связи с пограничными спорами. Отсутствие делимитации и демаркации границ, пограничные конфликты и перестрелки – печальные следствия такого положения дел.
Мы все стали свидетелями большой волны беженцев в Европу в связи с военными конфликтами на Ближнем Востоке. Усилились внутренние противоречия и конфликты в Европе. Как констатируют эксперты, никогда еще не было столь высоких темпов роста числа людей, покидающих свои дома вследствие вооруженных конфликтов.
Перемещение населения в результате войн, экономических неурядиц и стихийных бедствий началось не сегодня и завершится не завтра – процесс поиска людьми безопасных условий для жизни в последние годы в ряде регионов планеты идет по нарастающей.
Это побуждает правительства и международные организации решать проблемы размещения беженцев и мигрантов, обеспечения безопасности, а главное – их социальной интеграции. Опубликованные ООН и другими организациями доклады на эту тему ясно говорят, что проблема мигрантов и беженцев становится все острее, и решение пока не найдено.
Власти европейских стран оказались перед лицом очень непростой ситуации, разрешение которой может потребовать очень длительного времени, очень больших финансовых затрат и может иметь непредсказуемые последствия, где могут быть всплеск национализма и столкновения цивилизаций. Европе потребуется максимум усилий, чтобы не позволить растущей социальной напряженности принять форму межэтнических и межрелигиозных конфликтов.
Казахстанская модель
Важность межэтнического согласия в современных условиях очевидна и в различных регионах прикладываются большие усилия государств и организаций общественного сектора для его налаживания. Эксперты и ученые, лидеры общественного мнения и медийщики хорошо понимают необходимость и важность межэтнического согласия в современных условиях и предпринимают различные шаги для его налаживания.
Именно в силу успешности реализации проекта мультиэтничного, многоконфессионального общества на казахстанской земле, многие политики и ученые признают уникальность казахстанской модели и в центре этой модели – Ассамблея народа Казахстана (АНК), созданная в 1995 г.
Итак, в чем же уникальность казахстанской модели?
Работа Ассамблеи народа Казахстана стала существенным вкладом Казахстана в глобальный процесс межкультурного диалога.
Первое. Ассамблея народа Казахстана стала важным элементом политической системы Казахстана, скрепившим интересы всех этносов, обеспечивающим неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан независимо от их национальной принадлежности.
Кстати, само название Ассамблеи уже говорит о том, что в стране один единый народ, казахстанцы – нация единого будущего. В стране не используют термин «национальные меньшинства» или «диаспоры», а заменили его на этнокультурные объединения (ЭКО).
Деятельность Ассамблеи народа Казахстана направлена на реализацию государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в республике и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений.
Второе. Ассамблея народа Казахстана – единственная в мире из подобных организаций, которая имеет политический статус, является конституционным органом, возглавляемым ее Председателем – Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, гарантом Конституции. Этим определен ее особый высокий статус. В то время как, например, в России и ряде стран подобные Ассамблеи являются общественными организациями.
Третье. Правовой статус Ассамблеи определен специальным Законом РК «Об Ассамблее народа Казахстана», «Положением об Ассамблее народа Казахстана», где определены ее роль в политике страны, цели, основные задачи, направления деятельности и полномочия, а также особенности организации взаимодействия с государственными органами и общественными объединениями, механизмы участия в разработке и реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений.
Приняты стратегические документы, такие как Доктрина национального единства, Концепция развития АНК до 2025 года, Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства.
Четвертое. Рабочим органом является Секретариат Ассамблеи народа Казахстана в структуре Администрации Президента РК в качестве самостоятельного отдела. В этом заключается и действенность, и эффективность ее участия в государственном управлении и общественных отношениях. В Ассамблее народа Казахстана имеется до 13-ти структур: Научно-экспертный совет АНК, Центр по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений Академии государственного управления при Президенте РК, Общественный фонд «Фонд АНК», Советы матерей, Советы аксакалов, Совет молодежи, Ассоциация предпринимателей АНК и т.д.
Пятое. Представительство интересов этнических групп в высшем законодательном органе – Парламенте страны как гарантированное представительство. Очень важным является то, что от Ассамблеи из представителей разных этносов избираются 9 депутатов в Мажилис Парламента РК. Избираемые Ассамблеей депутаты представляют ее интересы как совокупность интересов всех этносов страны.
Также в Мажилисе Парламента формируется Депутатская группа «Ассамблея народа Казахстана» из 30 человек, которые являются членами разных партий. Это добровольное объединение депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, созданное для совместного осуществления своих полномочий и действующее в соответствии с регламентом Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Основной целью группы является активное участие в законодательном обеспечении реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 г., Стратегии вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, ежегодных Посланий Президента Республики Казахстана Н. Назарбаева народу Казахстана, поручений Председателя Ассамблеи народа Казахстана, ее стратегических и программных документов.
Шестое. Высшим органом Ассамблеи является Сессия, которая проходит ежегодно под председательством Президента страны и все ее решения являются обязательными для рассмотрения как государственными органами, так и институтами гражданского общества.
Седьмое. Ресурсы обеспечения этнокультурного диалога. Модель мультиэтничного общества не исчерпывается лишь институтом Ассамблеи. В стране действуют школы, в которых обучение полностью ведется на узбекском, таджикском, уйгурском и украинском языках.
В 108 школах языки 22-х этносов Казахстана преподаются в качестве самостоятельного предмета. Кроме того, открыто 195 специализированных лингвистических центров, где не только дети, но и взрослые могут изучать языки 30-ти этносов.
Во всех регионах функционируют Дома дружбы. В Астане действует Дворец мира и согласия, построенный по поручению Н. Назарбаева. Здесь проходят ежегодные сессии Ассамблеи народа Казахстана, съезды мировых и традиционных религий. Кроме казахских и русских театров, в стране работают еще четыре национальных театра – узбекский, уйгурский, корейский и немецкий.
Особое место в сфере этнокультурных взаимоотношений в Республике Казахстан отведено поддержке развития информационно-коммуникационных ресурсов этнокультурных объединений. На информационном поле активно работают более 35 этнических газет и журналов. 6 крупнейших этнических республиканских газет работают при государственной поддержке. Газеты и журналы выпускаются на 11 языках, радиопередачи - на 8, а телепередачи на 7 языках.
Казахстанский опыт «на экспорт»
Казахстанский механизм укрепления не просто межэтнического, а фактически, и межцивилизационного диалога, казахстанская модель межрелигиозного согласия превратились в один из редких примеров положительного общения и взаимодействия множества этносов.
Зарубежные страны заинтересованы в казахстанском опыте. Но он требует популяризации, широкого представления на мировой арене. В частности, есть заинтересованность с российской стороны. Был заключен Меморандум между Ассамблеей народа Казахстана и Ассамблеей народов России о сотрудничестве и обмене опытом.
В последнее время в России поднимается вопрос о принятии закона о российской нации – по сути, о формировании идеологии единого российского народа. Я полагаю, здесь бы и пригодился казахстанский опыт, потому как Казахстан уже давно пошел по этому пути.
Без инициатив лидера Казахстана, его личного участия в организации работы АНК, успешная работа данного института вряд ли бы удалась. Но также хотелось бы отметить особую роль первого заместителя Председателя АНК Ералы Тугжанова. Его роль была важна в создании вышеизложенной казахстанской модели по регулированию этнических вопросов в стране. Он лично встречается с населением в регионах, дискутирует с представителями разных этносов, с аксакалами и молодежью. Можно сказать, что именно благодаря ему, его упорству и стойкости, Ассамблея имеет сегодня политический статус и играет важную роль в этнополитике страны. Ассамблея под его кураторством играет особую роль в укреплении общенационального единства.
Неоспорим личный вклад Н. Назарбаева в налаживание консенсуса между лидерами традиционных религий. Усилия, предпринимаемые президентом Казахстана во имя углубления межрелигиозного диалога, расширения взаимопонимания между религиозными деятелями и политическими элитами различных стран находят сердечный отклик во всем мире. Инициатива по проведению авторитетного международного форума в Астане «Съезд лидеров мировых и традиционных религий» служит во благо всего человечества. Участники осуждают терроризм и насильственный экстремизм во всех их формах и проявлениях как одну из самых опасных и серьезных угроз единой религиозной духовности, международной безопасности и процветанию человечества и призывают все мировое сообщество объединить усилия по противостоянию терроризму. Они выражают надежду на то, что конструктивный диалог парламентариев и религиозных деятелей найдет свое достойное продолжение.
Драматические события нашей эпохи трансформируют Астанинский Съезд в важнейший институт глобальной «духовной дипломатии», поскольку искоренение насилия и построение безопасного мира невозможны без деятельного вовлечения религиозных лидеров. Помимо большой содержательной работы, Казахстан сегодня значительно продвинулся в плане дальнейшей институционализации Съезда лидеров мировых и традиционных религий.
Выступая на 70-й сессии Генассамблее ООН, Н. Назарбаев заявил, что угроза терроризма и религиозного экстремизма приобрела сегодня глобальный масштаб: «Она носит общемировой характер и противодействовать этому может только Всемирная организация. ООН необходимо разработать и принять всеобъемлющий документ ООН по борьбе с этим явлением. Ислам, как религия, не имеет ничего общего с терроризмом».
Поэтому с трибуны сессии Генассамблеи ООН он внес предложение о созыве форума «Ислам против терроризма», а также создании всемирной сети борьбы с этим злом.
Также, в этом году создано министерство по делам религий и гражданского общества. К сфере компетенции нового министерства относится обеспечение прав граждан в сфере свободы вероисповедания, работа с неправительственным сектором, общественными организациями, работа с молодежью.
События последнего времени убедительно показывают оправданность существующих мнений о необходимости формирования новой системы мировой безопасности. Резкое обострение глобальных проблем человечества требует ограничения различных форм соперничества и перехода к сотрудничеству не только между государствами, но и между этносами и религиями. Вопросы взаимной увязанности темы безопасности и межэтнического диалога, влияния на данные процессы новых коммуникативных технологий представляются на сегодня наиболее актуальными, заслуживающими целенаправленного изучения.
Современному этапу развития цивилизации остро не хватает опыта межэтнического, межконфессионального, и шире, межцивилизационного диалога. К сожалению, число конфликтов, разделительных линий в сегодняшнем мире растет. Всем, кто заинтересован в гармоничном развитии человечества, необходимо объединение интеллектуального потенциала, опыта преодоления конфликтов.
Поэтому, на мой взгляд, у казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия нет иных перспектив кроме дальнейшей работы и борьбы за построение более гармоничной мировой системы взаимодействия государств и обществ.
Евразия.Эксперт. 16.11.2016