Беларусь - Россия: Белэкзит невозможен

Елена Данейко

На встрече в Минске с делегацией Комитета по политике и безопасности Совета ЕС в понедельник, 21 ноября, белорусский президент Александр Лукашенко заявил, что Евросоюз может поспособствовать экономической независимости Беларуси.

Противоречивая картина

На сегодняшний день российско-белорусские отношения, по оценке экспертов, выглядят довольно противоречиво. С одной стороны, Минск и Москва - члены Союзного государства (СГ). Оно так или иначе существует, какие-то положения соответствующего договора (безвизовый режим, оказание медпомощи гражданам обеих стран, выплата пенсий) выполняются, но в экономической сфере проблемы и конфликты возникают регулярно, объясняет минский политический аналитик Андрей Федоров.

По его мнению, у Беларуси есть резон критиковать российских партнеров: оговоренных договором о СГ равных условий для субъектов хозяйствования нет, их введение отнесено на 2025 год.

Регулярные обвинения Минска в поставках в Россию якобы некачественной продукции на бытовом уровне раздражают белорусов, что, как считает Федоров, возможно и неплохо, потому что это "помогает скорректировать менталитет: россияне, конечно, братья, но довольно специфические".

Базовая проблема

Причина многих конфликтов между номинальными союзниками - Москвой и Минском - разная трактовка сторонами Договора о СГ России и Беларуси, предусматривающего создание единого государства, полагает российский политический аналитик Аркадий Дубнов.

Основная проблема Лукашенко в том, что он хочет жить как бы в едином государстве с РФ и в то же время быть полноправным хозяином одной части этого союза и не зависеть от другой, продолжает Дубнов. По его наблюдению, это давняя мечта Лукашенко, которую он так или иначе реализовывает, в том или ином виде добиваясь российских дотаций.

Но получить все, что хочет белорусский лидер, - например, возможность быть равноправным участником экономических процессов в России, участвовать в разработке недр, акционировании предприятий - стопроцентно не решаемая задача, уверен Дубнов. Также постоянной и нерешаемой проблемой, по его мнению, является взаимодействие Путина и Лукашенко, являющееся своего рода иллюстрацией азбучной истины: авторитарным лидерам сложно договориться, так как внешнюю политику они используют как средство сохранения своего режима.

Дубнов обращает внимание на то, что в ходе пресс-конференции с российскими журналистами Лукашенко прозрачно намекнул на разные интересы Москвы и Минска во внешней политике, мол, Россия восстанавливает империю, у нее мировые амбиции, а для Беларуси главное, чтобы улицы были чистыми и народ сыт.

На самом деле, подчеркивает Дубнов, лидеры РФ и РБ заботятся больше всего о личной безопасности, российский и белорусский режимы не в состоянии взаимодействовать на уровне, например, как в Евросоюзе. Ведь невозможно представить себе по примеру Великобритании Белэкзит (выход Беларуси из Договора о создании Союзного государства), так как очевидно, что при сегодняшних политических и экономических реалиях Минск не может обойтись без российских дотаций (в первую очередь дешевых энергоносителей) и без российского рынка, куда идет почти 50 процентов белорусского экспорта.

Самая важная текущая проблема - нефтегазовая война

Именно во многом на российских дотациях и преференциях, по общему мнению аналитиков, в течение многих лет держится на плаву белорусская экономика. Сложности в отношениях России и Беларуси эксперты объясняют, в частности, тем, что большинство двусторонних соглашений - пакетные, и проблемы кроются в значительном количестве взаимообусловленных договоренностей.

Например, Россия требует от Беларуси выполнения жестких обязательств по объемам поставок нефтепродуктов на российский рынок. В то время как они были сокращены из-за того, что это стало невыгодно Беларуси после обвала курса российского рубля. На данный момент самая важная проблема, ставшая причиной того, что Лукашенко инициировал встречу с Путиным, - продолжающаяся нефтегазовая война, указывает эксперт аналитического центра "Стратегия" Валерий Карбалевич.

На этом фоне, убежден он, все другие конфликты, возникающие из-за возводимых Россией барьеров на пути белорусской продукции на свой рынок, менее существенны с точки зрения потерь для белорусского бюджета. В нынешнем конфликте есть много неизвестных, говорит Карбалевич. Стороны признали долг Беларуси за газ, хотя в Минске его называют "недоплатой".

Договоренность о разрешении конфликта достигнута на уровне вице-премьеров, но дальше этого дело не идет, документы не подписаны, Беларусь до сих пор не рассчиталась. Известно, что определена процедура межбюджетных компенсаций, но, допускает Карбалевич, возможно, она не устраивает белорусскую сторону. Так же как ее может не устраивать предложение транспортировать ее нефтепродукты не через порты в странах Балтии, а через российские.

Страх повторения в Беларуси крымского сценария

Помимо проблем в экономической сфере, непростыми остаются и политические отношения. Прямых упреков Минск не выдвигает, но очевидно, что белорусским властям очень не нравится все, что Россия сделала и продолжает делать в отношении Украины, опасения повторения похожего сценария в отношении Беларуси сохраняются, указывает минский политический аналитик Андрей Федоров.

И, по его выражению, не без оснований: в плане репутации Москве уже терять нечего, воевать с ней все равно никто не будет, а западные санкции останутся в силе в нынешнем виде. Эксперты отмечают, что Лукашенко сейчас делает все, чтобы не потерять возможность получать российские дотации и в то же время завоевать расположение Запада. А последнее обстоятельство в свою очередь настораживает Россию.

Deutsche Welle. 22.11.2016

Читайте также: