Выборы в Боснии и Герцеговине зафиксировали её раскол
Юрий Павловец
Состоявшиеся 2 октября в Боснии и Герцеговине (БиГ) местные выборы до момента подведения их итогов интересовали аналитиков и средства массово информации довольно слабо. Особенно на фоне проведенного недавно в Республике Сербской референдума о праздновании Дня независимости. Однако процедура избрания муниципалитетов в БиГ оказалась весьма важным событием, в очередной подтвердившим тезис о том, что ситуация в данном государственном образовании с каждым днем становится все более напряженной.
Выборы в БиГ в этот раз проходили достаточно нервно, так как в Сараево, где всерьез стали опасаться сербского «реваншизма и сепаратизма», теперь крайне болезненно реагируют на любые действия сербского населения. Несмотря на то, что центральная избирательная комиссия БиГ объявила, что никакого насилия во время проведения выборов не было, на многих избирательных участках не обошлось без конфликтов.
Например в муниципалитете Столац кандидат Сальмир Каплан напал на представителей избирательной комиссии, в результате чего в избирательном участке был погром, двое членов комиссии обратились за медицинской помощью, а голосование было остановлено. В канун выборов в местечке Прнявору дошло до драки между местными жителями и молодыми людьми, приехавшими, по официальной информации, из Белграда. Правоохранителям даже пришлось ввести специальное подразделение полиции и депортировать дебоширов в Сербию. Всего же боснийский избирком принял около 80 официальных жалоб на нарушения в ходе голосования, что для такой небольшой страны достаточно много.
Не менее интересными оказались и итоги голосования. Официально 2 октября граждане Федерации БиГ, Республики Сербской БиГ и специального округа Брчко (более 3, 2 млн. граждан, имеющих право голоса) выбирали 10 градоначальников и глав 131 муниципалитета, а также членов муниципальных собраний. По сообщению председатель ЦИК Ахмета Шентича, выборы состоялись, а на них пришло боле 53% избирателей. Если знать нынешнюю ситуацию в БиГ, то итоги выборов можно считать вполне очевидными.
Так, свою власть укрепили национально ориентированные партии и кандидаты: коалиция «Партии демократического действия» и «Союза за лучшее будущее» получили поддержку среди бошняков, «Хорватское демократическое содружество» — среди хорватов, а «Союз независимых социал-демократов» — сербов. При этом лидер последних Милорад Додик и вовсе объявил итоги выборов «крупнейшим успехом с тех пор как мы начинали», так как его партия победила в 11 муниципалитетах, в том числе и в столице РС Баня-Луке. Более того, независимым социал-демократам удалось победить и в Восточном Новом Сараево, где проживают преимущественно сербы, получив около 35% поддержки. В тоже время бошняцкая коалиция показала наилучший результат в Федерации Боснии и Герцеговины и победила на большинстве провинциальных и столичных избирательных участков. «Хорватское демократическое содружество» традиционно одержало победу в населенных пунктах, где большинство населения составляют боснийские хорваты: ХДС возглавит местную власть в 18 муниципалитетах.
Исключением пока остается местечко Мостар, где большая часть жителей (166 человек) ассоциирует себя с сербами (еще 78 человек называют себя боснийцами, а 11 хорватами). По предварительной информации здесь победу одержал кандидат от «Социал-демократического союза», однако официального признания итогов выборов в данном населенном пункте до сих пор нет. Таким образом, как и ожидалось, нынешние выборы продемонстрировали еще большее укрепление позиций национально ориентированных партий, что только подтверждает постепенное политическое отдаление друг от друга составных частей БиГ.
Среди всего прочего, отдельно стоит отметить итоги выборов в Велика-Кладуши и печально известной Сребренице. В первом случае главой города должен стать Фикрет Абдич, который отсидел десять лет в тюрьме по обвинению в соучастии в военных преступлениях на стороне боснийских сербов. Во втором ситуация и вовсе не характерна для последних двух десятков лет — здесь больше всего голосов набрал сербский кандидат Младен Груичич. Причем победил он в том городе, где еще год назад на церемонии, посвященной 20-летию мусульманской трагедии, премьер-министра Сербии Александра Вучича забросали камнями и бутылками.
Стоит напомнить, что Сребреница формально является символом «сербского геноцида» мусульманского населения в период военных действий 1992−1995-х годов. По официальной версии, 11 июля 1995 здесь якобы погибло около восьми тысяч мусульман, которых расстреляли боснийские сербы при невмешательстве голландских миротворцев. Международным уголовным трибуналом произошедшее было квалифицировано как геноцид, а 15 января 2009 года Европейский парламент провозгласил 11 июля «Днем памяти геноцида в Сребренице». Несмотря на то, что данное утверждение считается рядом экспертов весьма спорным, а многие факты сфальсифицированными боснийскими мусульманами и представителями ЕС и США, Белград под давлением Евросоюза был вынужден признать случившееся и попросить прощения у бошняков. Долгие годы отношение в Сребринице к боснийским сербам было крайне негативным, а потому и победа Груичича, который отрицает приравнивание случившегося в городе более 20 лет назад к геноциду, является довольно необычной.
Победа боснийских сербов там, где этого никто не ожидал, вызвала волну серьезного негодования среди мусульман. Так, их лидер и член президиума Боснии и Герцеговины Бакир Изетбегович заявил, что потеря власти боснийскими мусульманами в Сребренице является «самой грустной и больной точкой прошедших выборов». А нынешний глава города мусульманин Чамил Дуракович потребовал пересчета голосов и объявил, что если мэрия перейдет к сербам, то многие мусульмане покинут город. К слову, пересчет в Сребренице все-таки попытались начать, однако его заблокировали сербские полицейские, что еще больше накалило ситуацию в городе, а победитель заявил, что он стал получать угрозы по телефону.
В конечном счете, даже если выборы окончательно и будут признаны, спокойствие в Сребреницу это вряд ли принесет, что вполне может вылиться сначала в массовые беспорядки, а затем и общемусульманский протест против нынешней политики боснийских сербов. Вряд ли такой «удобный» момент не будет использован различными радикально настроенными партиями, что только продолжит расшатывать ситуации по всей БиГ. Учитывая то, как в последнее время друг к другу относятся сербы и бошняки, в регионе вполне может вспыхнуть очередная межнациональная вражда, и нового кровопролития будет уже не избежать.
В целом же прошедшие 2 октября муниципальные выборы в БиГ показали, что это государственное объединение так и не стало единой страной и продолжает раздираться национальными противоречиями. Политика бошняцого большинства в Сараево, последний сербский референдум, а теперь и результаты местных выборов только подтверждают растущее стремление каждой из трех частей Боснии и Герцеговины не формировать единую национальную концепцию, а концентрироваться вокруг своей собственной. И бошняки, и хорваты, и сербы, по-прежнему, хоть формально и живут в одной стране, общей для себя ее не считают. Это означает, что национализм в БиГ будет только расти, и в ближайшее время, если не будет серьезного вмешательства со стороны мирового сообщества, ситуация станет критической.
EurAsia Daily. 11.10.2016