«Революция сверху»: Армения на пороге больших перемен?

Арман Абовян

«Армения на пороге больших перемен» — так описывают происходящее в стране местные СМИ. Симптоматично, что о грядущих переменах трубят как со страниц оппозиционных ресурсов, так и проправительственных медиа.

Июльский захват вооруженной группой «Сасна Црер» полка ППС в Ереване обнажил системные проблемы в Армении, которые предсказуемо привели к резкому всплеску протестных настроений среди населения. Нужно отметить, что относительная малочисленность граждан на акциях протеста не отражает реальной сложности и напряженности ситуации. Положение в экономике — критическое. Власть явственно почувствовала, что кипящий котел недовольства может рвануть в любой момент.

Не секрет, что приход, а вернее привод во власть технократа и одного из топ-менеджеров «Газпрома» Карена Карапетяна призван как раз погасить волну недовольства, которая накрыла Армению, став ключевой причиной формирования «правительства народного согласия», о чем ранее было объявлено президентом Армении Сержем Саргсяном. Как сказал в своем интервью радиостанции ВАН политтехнолог Карен Кочарян: «Либо произойдет революция в верхах, либо революция придет от народа».

Власть понимает, что сегодня в стране решается не просто вопрос экономических и политических проблем, а фактически определяется будущее властной пирамиды, сформированной Республиканской партией Армении (РПА) за последнее десятилетие. Недаром, по сообщениям армянских СМИ, именно президент Саргсян возглавит предвыборный штаб РПА на предстоящих парламентских выборах, что является очевидным индикатором серьезности сложившейся ситуации в стране и намерений власти ее урегулировать.

При всем при этом, сегодня у многих возникает закономерный вопрос: смена правительства — это пиар-ход властей или все-таки начало реальных перемен?

Чтобы разобраться в этом, необходимо принять во внимание, что новый премьер — человек состоявшийся и далеко не бедный, причем, в бытность свою мэром города Еревана проявил себя как жесткий и, главное, эффективный менеджер.

Необходимо также отметить, что запомнился Карапетян ереванцам как человек, который сразу начал пресекать разнообразные коррупционные схемы в мэрии. Некоторые его оппоненты указывают, что, дескать, Карапетян — «человек Кремля», но, принимая во внимание послужной список Карапетяна, это скорее плюс, чем минус.

Однако вернемся в сегодняшние дни и посмотрим, что же происходит после назначения Карена Карапетяна премьер-министром Армении. Согласно перманентно вбрасываемой в СМИ информации, самым главным условием Карапетяна была полная кадровая зачистка «бывших» и относительная свобода в назначении новых министров. В блиц-интервью армянским СМИ Карапетян в первый же день премьерства заявил, что состав правительства будет обновлен на 90% и основным критерием будет «профессионализм», а не политические преференции претендентов.

Итак, президент Армении Серж Саргсян произвел первые назначения, которые в принципе подтвердили прогнозы о кардинальном пересмотре состава всего кабинета министров.

Новым министром финансов назначен Вардан Арамян, министром транспорта и связи — Ваан Мартиросян, министерство сельского хозяйства возглавил Игнатий Аракелян, а министром энергетики и природных ресурсов стал Ашот Манукян. Из власти «ушли» некогда неприкасаемые Гагик Бегларян и Гагик Хачатрян.

Справедливости ради нужно отметить, что не все министры и чиновники кабинета Овика Абрамяна покинут правительство. Так, Ваче Габриелян сохранил за собой пост вице-премьера, министра международной интеграции и реформ, также свои позиции министра-руководителя Аппарата правительства не потерял и Давид Арутюнян.

По остальным ключевым позициям в правительстве до сих пор идут активные переговоры между командой «реформаторов» и так называемых «стариков». Так, почти решенным считается отставка министра иностранных дел Эдварда Налбандяна, министра здравоохранения Армена Мурадяна и министра обороны Сейрана Оганяна. Одним из вероятных преемников Оганяна называется нынешний глава Полиции Армении Владимир Гаспарян. Сразу оговоримся, что поскольку переговоры по формированию правительства пока еще не завершены, никто не возьмется гарантировать точность прогнозов.

Ситуация для нового премьера усугубляется еще и тем, что помимо сопротивления олигархической иерархии, которая контролирует ключевые отрасли экономики Армении, назревает конфликт также и с политическими партиями, которые составляют коалицию с правящей в Армении РПА. Речь об АРФД (Армянской революционной федерации Дашнакцутюн). Проблема в том, что смена министров от АРФД нарушает ее коалиционные договоренности с РПА, а такое положение никак не вписывается в концепцию нового премьер-министра.

Как указывает издание «Айкакан Жаманак», Карапетян планирует смену министра экономики Арцвика Минасяна (АРФД), поскольку сомневается в профпригодности последнего. Не случайно, что при первом же заседании правительства премьер-министр резко отчитал Минасяна, засомневавшись в достоверности представленных им экономических данных. Это вызвало резкое недовольство дашнакцаканов. Глава фракции АРФД в армянском парламенте Армен Рустамян назвал пикировку премьера и своего однопартийца «шоу», недвусмысленно намекая, что при такой ситуации нарушаются коалиционные договоренности. Положение усугубляется еще и тем, что развал коалиции нанесет еще один удар по позиции партии власти как раз в преддверии выборов.

Не нужно сбрасывать со счетов и фактор бывшего премьер-министра Овика Абрамяна, перед которым стоит задача сохранения во власти своих протеже, что тоже «связывает руки» и новому премьер-министру, и президенту Сержу Саргсяну. Со старым багажом ему власть не обновить, а со старой властью не поднять страну.

Суммируя все вышесказанное, становится очевидным, что перед новым премьер-министром Армении Кареном Карапетяном стоит не просто задача оздоровления экономики и, как следствие, восстановления доверия к власти, а более масштабная задача — слом и искоренение устоявшихся коррупционно-кумовских связок во власти. По-иному, все превратится в очередной пиар и фарс, что приведет в поствыборный период, то есть уже в ближайшей перспективе, к непредсказуемым последствиям.

EurAsia Daily. 21.09.2016

Читайте также: