От Порошенко требуют невозможного
Татьяна Ивженко
В Украине уменьшилось число сторонников силового сценария развязки конфликта в Донбассе. Таковых, по данным Центра Разумкова, в сентябре было 18,6%, тогда как в начале года до 30% выступали за продолжение АТО до победы. Но вопрос о том, что дальше делать с Донбассом, вызывает все более ожесточенные споры в обществе. Что бы ни предприняла власть, найдутся недовольные, готовые к протесту.
Социологическое исследование Центра Разумкова было проведено во всех регионах, включая подконтрольную Киеву часть Донбасса. Большинство граждан (около 30%) из трех предложенных вариантов действия в отношении Донбасса поддержали «официальное признание оккупации этой территории, ее изоляцию до восстановления контроля со стороны Украины».
Чуть более 20% согласились бы предоставить Донбассу особый статус, объявить амнистию для тех защитников ДНР и ЛНР, которые не совершили тяжких преступлений, а также провести выборы местных органов власти в Донбассе до восстановления украинского контроля над территорией.
Замруководителя социологической службы Центра Разумкова Михаил Мищенко отметил в комментарии «НГ», что около 30% украинцев затруднились с ответом на вопрос о стратегии в отношении Донбасса. Но относительное большинство (до 40%) сомневаются в том, что Минские соглашения могут быть эффективными в качестве стратегии. Положительно оценили итоги реализации Минских соглашений к настоящему моменту только 12%.
Как и в исследованиях, проводившихся ранее другими аналитическими центрами (например, Институтом Горшенина), в данных Центра Разумкова отразилось негативное отношение украинцев к отдельным положениям Минских соглашений. Так, 50% в сентябре выступили против предоставления Донбассу особого статуса. Михаил Мищенко отметил, что в вопросе не было уточнения, что подразумевает такой статус, респонденты отвечали, исходя из представления, сформированного СМИ. Но в целом люди хотят, чтобы у Донбасса был такой же статус и такие же полномочия, как у любой другой области. «Украинцы поддерживают идею передачи власти от Центра к регионам в рамках децентрализации. Но для всех регионов одинаково. И без каких-либо признаков автономии», – пояснил социолог. При этом около 23% готовы сделать исключение из этого правила для неподконтрольной Украине части Донбасса.
Примерно такое же соотношение ответов получил вопрос о проведении местных выборов не после, а до восстановления контроля Украины над Донбассом: почти 51% – против, почти 24% – за. Вопрос об амнистии, как показало исследование, может стать еще более конфликтным. Мищенко отметил, что в исследовании уточнялось: речь идет об амнистии «участников сепаратистских движений, которые не совершили тяжких преступлений». Но даже при таком уточнении 38,5% украинцев высказались против амнистии, хотя 34% поддержали идею.
Сотрудник Центра Разумкова в комментарии «НГ» подчеркнул: «Мы говорим не о мирных гражданах, которые проживают на данной территории (к ним это не имеет никакого отношения), а только о тех, кто взял в руки оружие. Украинцы, выступающие против амнистии, исходят из того, что участие в незаконных вооруженных формированиях (таковыми Украина считает вооруженные силы ДНР и ЛНР. – «НГ») – это уже уголовно наказуемое преступление».
В западных областях страны и в центре жители настроены наиболее радикально. Согласно данным о региональном распределении ответов, которые Центр Разумкова предоставил «НГ», на западе до 70% граждан на данном этапе (до завершения войны в Донбассе) не поддерживают политические решения, которые сформулированы в Минских соглашениях. В северных и центральных областях страны число таковых приближается к 55%. Мнение жителей юга и востока существенно отличается от приведенных выше данных. Например, особый статус Донбассу готовы предоставить 28,4% жителей юга и 34,8% жителей востока. Против – 43,3% на юге и 31,6% на востоке. Примерно такое же распределение и по другим вопросам.
Вопрос, который сблизил позиции регионов, связан с референдумом о будущем Донбасса. Идею поддержали 44,2% граждан (48% в западных областях, 43,3% в центре, 40,3% на юге, 49,5% на востоке, 37,7% в подконтрольной Украине части Донбасса). Против выступили 32,8% (30,9% на западе, 35,9% в центре, 33,3% на юге, 28% на востоке, 34,3% в подконтрольной Украине части Донбасса). Затруднились с ответом на вопрос 23% граждан.
Исследование не обошлось без вопроса о внешней политике. Большинство граждан поддерживают евроинтеграцию (50%), за вступление Украины в НАТО (более 44%). При этом 38% выступают против членства в НАТО. За восстановление внеблокового статуса Украины – 32,8%, против – 38,4%.
По данным Центра Разумкова, противоречие вызывает и вопрос о развитии отношений с РФ. Официальная власть в Украине более двух лет обвиняет Россию в провоцировании и поддержке конфликта в Донбассе. В политических заявлениях звучит тезис о «российской агрессии», о «войне», но в официальных документах фигурирует понятие «антитеррористическая операция». Это привело к тому, что в этом году пошел на спад всплеск антироссийских настроений, фиксировавшихся в 2014–2015 годах. Сейчас 55% украинских граждан выступают против разрыва дипломатических отношений с РФ, такое решение поддерживает примерно четверть населения. По сравнению с прошлым годом с 46,7 до 29% сократилось число сторонников введения визового режима с РФ, число противников визового режима увеличилось с 40,6 до 52,1%.
Создание единого союзного государства в составе Украины, РФ и Беларуси на равноправной основе поддерживают 18,3% украинцев, не поддерживают – 69,1%. Среди противников, по словам социологов, абсолютное большинство жителей западного, центрального регионов и украинской части Донбасса, а также относительное большинство жителей восточного региона. В южном регионе количество сторонников и противников единого государства примерно одинаково.
В такой ситуации любое решение украинской власти вызовет недовольство части населения, отмечают эксперты. Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко ранее прогнозировал нынешнюю ситуацию: раскол в обществе и нарастание радикального настроения, которые связывают руки власти. Он отметил, что положение команды Порошенко осложняется тем, что «решения, от которых сегодня зависит Украина, принимаются за пределами государства, не в Украине решается наше будущее». Эксперт назвал ситуацию «внешним управлением». Он отметил: «Петр Порошенко стал фактически исполнителем всего, что намечено в Вашингтоне. К примеру, в Белом доме считают, что выполнение Минских соглашений поспособствует улучшению имиджа Соединенных Штатов, и Порошенко сразу же начинает требовать того же от украинского парламента. Если украинскому президенту скажут, что нужно нормализовать отношения с Российской Федерацией, он будет делать все, чтобы их нормализовать. Надо будет идти в Европу, пойдем в Европу…»
Западные партнеры Украины, по мнению Бондаренко, не собираются учитывать ни настроения, царящие в Верховной раде, ни мнение украинского общества (тем более что в обществе тоже нет единства по принципиально важным вопросам). А Порошенко не может не учитывать этих обстоятельств. Поскольку решений, которые устроили бы всех, не существует, а скрытый конфликт нарастает, он рано или поздно выйдет на поверхность, предположил эксперт.
Независимая газета. 28.09.2016