Киргизия: неторопливый год в ЕАЭС

Ринат Файзулин

Иллюстрацией к тому, как Киргизия осваивается в ЕАЭС, может служить ситуация на киргизско-казахской границе, где постоянные очереди с той и другой стороны в последнее время стали нормой. Тысячи людей вынуждены по несколько часов ждать своей очереди на прохождение контрольно-пропускных пунктов. Такая примерно ситуация уже была год назад, но тогда все можно было объяснить новыми правилами, притиркой пограничников и таможенников к новым условиям.

Пограничники объясняют сложившуюся ситуацию увеличением товарооборота грузов, которые граждане перевозят с собой, в основном это челноки, везущие товары с некогда крупнейшего в Центральной Азии киргизского оптового рынка «Дордой», а также вынужденной более тщательной проверкой после терактов в казахской Таразе. Однако в любом случае на киргизско-казахской границе порядка, прямо скажем, мало.

Другой пример в качестве иллюстрации. В июле Казахстан вернул в Киргизию 472 тыс. тонн импортированной сельскохозяйственной продукции. Как сообщили в казахском Министерстве сельского хозяйства, 330 тыс. тонн были заражены опасными для здоровья потребителей заболеваниями, «на территорию РК пытались провезти болгарский перец, зараженный южноамериканской томатной молью, абрикосы, персики, яблоки и урюк с восточной плодожоркой, картофель с золотистой картофельной нематодой, персики, виноград с червецом Комстокой», 142 тонны пытались ввезти с недействительными фитосанитарными сертификатами.

Киргизия пока не в состоянии навести должный порядок на границе, никак не может обзавестись соответствующими лабораториями для проверки продукции и выдачи сертификатов фермерам, переработчикам сельхозпродукции. Есть ли конкретные виновники таких недоработок?

«Сложно идет процесс вхождения Кыргызстана в ЕАЭС. Три года вступали в него, плюс целый год уже находимся в Союзе, – говорит экономический эксперт Зульфия Марат. – Можно было решить вопросы с сертификацией и уточнить, были ли попытки реэкспорта некачественной сельскохозяйственной продукции из Узбекистана и Таджикистана. Конечно же, это – безответственность бывшего премьер-министра Темира Сариева, при котором мы и вступили в Евразийский экономический союз. Я бы даже сказала так: разгильдяйство правительства Кыргызстана. Не хотелось бы политизировать этот вопрос, но все-таки и этот аспект проблемы следует уточнить. Неужто до сих пор наши лаборатории не способны выдавать нормальные сертификаты на соответствие ЕАЭС-регламентам? Какие крестьянские хозяйства пытались это (возвращенную Казахстаном продукцию. – Ред.) продать? Этот вопрос должен стать предметом срочного правительственного совещания. 330 тысяч тонн – это не шутки... Тем более, эту бракованную продукцию будут явно сбывать внутри страны...»

Данные киргизского Национального статистического комитета говорят, в свою очередь, о том, что экспорт товаров из страны в первом полугодии резко сократился по сравнению с тем же периодом года прошлого на 28,4%. При этом даже в 2010 году, когда произошла очередная «революция», и в экономике, как и в политике, царил хаос, киргизский экспорт имел показатели получше. Основные позиции, которые повлияли на столь удручающую статистику, – поставки хлопка, которые снизились в 2,6 раза, золота – в 1,9 раза и молочных продуктов – в 1,6 раза.

Как говорят эксперты, вины в этом партнеров по ЕАЭС почти нет. Дело опять в отсутствии соответствующих лабораторий. А что касается золота, то тут всему виной «долгоиграющая» тяжба с канадской добывающей компанией «Центерра Голд», разрабатывающей богатое месторождение «Кумтор». Желание различных политических сил поставить под государственный контроль золотодобычу и использовать возню вокруг «Кумтора» в достижении своих политических целей, всякий раз разглагольствуя о том, что иностранцы «грабят народ Кыргызстана», привели к тому, что производство стало постепенно сворачиваться, соответственно, снизились и поступления в казну в виде налогов от канадской компании.

Есть и другая неприятная статистика для Киргизии. Еще в марте начальник управления государственного долга Министерства финансов Бакыт Сыдыков сообщил прессе, что «к концу 2016 года объем государственного внешнего долга Кыргызстана достигнет 4 миллиардов долларов». Однако, по некоторым данным, госдолг уже перевалил эту психологическую отметку.

Объективности ради надо сказать и о некоторых положительных результатах годового присутствия страны в составе Союза. «Присоединение к ЕАЭС для Кыргызстана – стратегическое и взвешенное решение», – заявил премьер-министр Сооронбай Жээнбеков, выступая недавно на расширенном заседании глав правительств Евразийского экономического союза. В свою очередь, вице-премьер Олег Панкратов сообщил прессе: «Наши граждане свободно работают в сопредельных партнерских государствах. Они наделены теми же правами и обязанностями, что и граждане этих стран… Мы получили значительную помощь, которая сегодня оказывает влияние на экономику. За счет грантовых средств России активно создается инфраструктура качества – лабораторий, оснащение пунктов пропуска. Это позволит в будущем выходить не только на рынки ЕАЭС, но и на рынки Европейского союза в рамках программы ВСП+. Сейчас рассматривается возможность торговли с КНР. Но без инфраструктуры качества это было бы невозможно».

В то же время вице-премьер не смог ответить на вопрос, когда все же будут сняты ветеринарные посты на киргизско-казахской границе. При этом ранее правительство обещало бизнесменам, что мясомолочная продукция из Киргизии будет беспрепятственно поставляться на рынки стран ЕАЭС уже в августе. Однако ясно, что сроки эти нереальны. Судя по всему, далеко не все плановые мероприятия по участию страны в ЕАЭС осуществляются в срок и в полном объеме, несмотря на оптимизм правительственных чиновников. Например, в конце июля, как сообщила пресс-служба киргизского правительства, «распоряжением премьер-министра Кыргызской Республики Сооронбая Жээнбекова за недостаточный контроль за исполнением поручений премьер-министра Кыргызской Республики объявлен выговор представителю Кыргызской Республики в Евразийском экономическом союзе Усупову Усену Макаевичу».

Так что пока реально и положительно вступление страны в ЕАЭС повлияло только на трудовых мигрантов. По этой позиции можно уверенно говорить о достижениях. «Нам удалось добиться принципиальных изменений, устранены бюрократические препоны, и наши соотечественники получили возможность работать легально, без необходимости сдавать экзамены, получать разрешение на работу или патент. Наши дипломы признаются на всем пространстве ЕАЭС, а значит, наши соотечественники наравне с гражданами этих стран могут претендовать на рабочие места и порядок их трудоустройства не отличается», – говорит глава государственной миграционной службы Алмазбек Асанбаев.

Отдельно стоит сказать, что успехи и неудачи Киргизии в составе ЕАЭС могут кардинально повлиять на политическую ситуацию в стране. Пристальное внимание к действиям властей со стороны оппозиции и «зарубежных партнеров» обеспечено. Тем более что в стране грядет референдум по изменению Конституции, а в следующем году – выборы нового президента. То, как власти смогут повлиять на экономическую ситуацию и показать реальную пользу от своей работы, в том числе и по линии ЕАЭС, может кардинально повлиять на политический расклад внутри страны. В рядах оппозиции, НПО и грантодателей достаточно противников участия страны в Евразийском экономическом союзе, они постараются воспользоваться любой ошибкой нынешней власти, чтобы сместить ее.

Ритм Евразии. 16.08.2016

Читайте также: