Добро пожаловать
Перемены. В этом слове, сочетающем неукротимую динамику и яркое многообразие жизни, точнее всего обозначены смысл и содержание последних 15 лет истории почти 30 стран, прежде называвшихся социалистическими. Все в этих странах пришло в движение, все преображается на наших глазах. Другими становятся государство, общество, хозяйство, политика, культура. Меняются производственные отношения, трансформируются мировоззрение и мировосприятие народов, стали по-иному складываться отношения между странами и между людьми. Непривычные критерии, новые мотивации, необычные оценки вторгаются в человеческую психологию, разрушая, казалось, навсегда устоявшуюся картину мира.
Два процесса доминируют в бесконечном разнообразии перемен: глубинное преобразование общественного устройства постсоциалистических стран и непривычное, но неотвратимое их вхождение в стремительно глобализирующийся мир. Отказавшись от догматов коммунизма и командно-административной, автаркической экономики, народы бывшего соцлагеря с большим трудом осваивают правила плюралистической демократии и цивилизованного рыночного хозяйствования. Одним это удается лучше, у других возникают огромные сложности. Но никому перемены не даются легко.
В разных странах перестройка стартовала по-своему и в каждой шла особенным путем. Может быть, именно поэтому и результаты транс формации, если измерять их уровнем жизни и глубиной демократических преобразований, также оказались различными. Расхождения в полученном опыте очевидны. Но в нем обозначаются и общие закономерности, требующие объективного анализа.
Грандиозная трансформация – это не возврат в «старые добрые» до- социалистические времена, а движение к «нормальности», какой, наверное, почти нигде у нас и не было. В жизнь «после коммунизма» входит новый тип социального и экономического неравенства. И вряд ли кто знает, удастся ли сделать его легитимным и в то же время приемлемым для всех. Насколько устойчивой окажется частная собственность, возникшая из приватизации государственного имущества? Будет ли прочной вновь конструируемая общественная система? Можно ли просчитать духовные издержки резкого перехода от утопической мотивации труда, освобожденной от своекорыстия, к психологии частного интереса и личной ответственности? Как найти грань между преодолением навязанного коллективизма и распространением индивидуализма, отрицающего человеческую солидарность? Словом, о том ли мечтали люди, жаждавшие освобождения от пут навязанной идеологии, и куда идет бывший социалистический мир?
Ответы на эти и на многие другие вопросы нужны не истории, а непосредственным участникам перемен. Уже сегодня нам не мешало бы знать, что означает, а лучше сказать, предвещает кричащее отчаяние в словах Отара Иоселиани: «Когда-то думал: большевизм распадется и будет рай. И вот он распался, а рая нет, стало только хуже, и одиночества стало больше». В неудачах можно винить большевизм, рынок, демократию, но как внести в нашу жизнь больше смысла и оптимизма?
Прежде всего надо выявлять общие и особенные черты преобразований и предвидеть их динамику. Не менее существенна беспристрастная оценка достижений и успехов, неудач и ошибок, а главное – социальной цены перемен. Без этого, как показывает практика, продуктивное освоение новых форм хозяйствования и демократических принципов организации общества резко замедляется, а то и вовсе не удается.
Как известно, в мае этого года бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы станут полноправными членами Европейского Союза, что в каком-то смысле означает для них завершение переходного периода, хотя там их ждут новые перемены, может быть, и весьма неожиданные. Другим же государствам «второго» мира, в том числе почти всем республикам бывшего СССР, еще предстоят серьезные усилия, чтобы выйти к финишу системной трансформации. Их ждут «свои» перемены, которые надо оперативно оценивать и прогнозировать, чтобы принимать рациональные решения.
Наконец, нельзя не видеть, что меняются не только постсоциалистические страны. Переменами охвачен весь мир. И эти изменения не могут оставаться без внимания исследовательских центров переходных государств.
Столь же важным представляется и регулярное изучение взаимодействия трансформирующихся стран в рамках региональных и субрегиональных объединений (СНГ, ЕврАзЭс, ГУУАМ и т. д.), а также других форм их интеграции в мировое хозяйство.
Содержание и результаты демократических и рыночных преобразований на востоке Европы стали темой многих индивидуальных и коллективных монографий и статей, различных по широте охвата, глубине анализа, выводам и рекомендациям. Но читателю пока не предложено издание, в котором в концентрированном виде, систематически и последовательно – из номера в номер – публиковались бы разносторонние материалы по перечисленным проблемам.
Заполнить эту очевидную нишу в информационном пространстве ставит целью новый международный научно-общественный журнал «Мир перемен». Его издатель – Институт международных экономических и политических исследований Российской академии наук (ИМЭПИ РАН) – твердо надеется, что, сосредоточившись на выполнении перечисленных задач, журнал станет привлекательным для тех, кто интересуется и профессионально занимается преобразованиями в постсоциалистическом мире. «Мир перемен» намерен также содействовать восстановлению и развитию прерванных когда-то многочисленных и разнообразных межстрановых научных и культурных связей.
Журнал открыт для ученых, общественных и политических деятелей, бизнесменов и представителей иных слоев и профессий, для тех, кто готов поделиться личным опытом и ощущениями соучастия в переменах. В общем, мы ждем тех, кто эти перемены наблюдает и анализирует, не избегая и острокритических интонаций. Мы особенно приветствуем дискуссии, рождающие драгоценные зерна истины. В поддержке любых начинаний и проектов, ведущих к построению плюралистической демократии, социальной рыночной экономики и гражданского общества, журнал видит свою основную миссию.
Добро пожаловать в «Мир перемен»!
Руслан Гринберг, главный редактор