Успехи и перспективы российско-индийских отношений
Глеб Ивашенцов, Чрезвычайный и Полномочный Посол России, вице-президент РСМД
26 января индийский народ отмечает День Республики. 70 лет назад, 26 января 1950 г., вступила в силу конституция страны, провозгласившая Индию Социалистической Светской Демократической Республикой. Но в этом году юбилей двойной — 90 лет назад, 26 января 1930 г., партия Индийский Национальный Конгресс, возглавлявшая движение за национальное освобождение, официально выступила с декларацией о борьбе за полную независимость Индии от Британской империи.
Индии есть чем отметить день 70-летия республики. Ее экономика только с 2000 по 2017 гг. выросла в 3,3 раза и по своему вкладу в мировой ВВП по паритету покупательной способности (7,4%) в 2017 г. заняла третье место в мире после Китая и США. Ее Вооруженные силы — четвертые в мире по мощи после США, России и Китая. Она обладает ракетно-ядерным оружием и осуществляет космическую программу, сравнимую с европейской, китайской и японской. Технологический рывок, совершенный Индией, особенно проявился в бурном развитии информационных технологий. С начала 2000-х гг. Индия — мировой лидер по объему экспорта продукции ИТ-отрасли и занимает доминирующее положение на глобальном рынке ИТ-аутсорсинга.
Россия и Индия — близкие друзья и партнеры. И дело не только в том, что наши народы имеют общие корни — русские слова «мать», «брат», «огонь», «свет» и даже «деверь» со «свекром» звучат практически так же на санскрите, от которого берут начало все северо-индийские языки. Русские никогда не приходили в Индию как завоеватели. Образы далекой сказочной Индии вдохновляли русских мыслителей, поэтов, композиторов, художников. Влияние культур было взаимным: известно то огромное влияние, которое оказал Лев Толстой на формирование взглядов Махатмы Ганди.
За более чем семь десятилетий дипломатических отношений Москве и Нью-Дели удалось выстроить устойчивые стратегические, военные, экономические и дипломатические связи. Тысячи россиян участвовали в сооружении промышленных объектов в Индии. Боевая техника производства российских заводов составила весомую часть арсенала Вооруженных сил Индии. Десятки тысяч индийских инженеров, врачей и других специалистов получили дипломы российских вузов. Хорошо знают друг друга российские и индийские ученые, тематика их совместных работ весьма широка — от прикладной медицины до освоения космоса. Завидным спросом в России пользуются индийский чай, кофе, специи, лекарства, другие потребительские товары.
При всей внешней несхожести России и Индии перед ними стоит немало весьма схожих задач — как во внутреннем, так и в международном контексте. В первом случае, например, речь идет о необходимости обеспечить межнациональную и социальную гармонию в рамках многомиллионных, полиэтничных и многоконфессиональных государств. На примере Кашмира и Чечни две страны лучше и раньше других познали то зло, которое несут народам агрессивный национализм, религиозный экстремизм, терроризм и сепаратизм.
Стоит также упомянуть противодействие попыткам установить однополярный диктат в мировых делах. Россия и Индия — демократические государства, и приверженность принципам демократии во внутренних делах предопределяет их общую приверженность демократичному ведению и дел международных. Само создание движения неприсоединения к двум противостоявшим военным блокам, одним из инициаторов которого была Индия, уже в начале 1960-х гг. нацеливало международное сообщество на полицентричный миропорядок, о котором так много говорят сегодня.
Россию и Индию объединяет и то обстоятельство, что в обеих странах приверженцы ислама составляют вторую по численности конфессиональную общину. Причем речь идет не о пришлых мигрантах, как в сегодняшней Западной Европе, а о людях, испокон веков живших бок о бок с православными христианами в России и последователями индуизма и других индийских религий в Индии. Давняя причастность России и Индии к исламской истории, их географическое соседство с ведущими исламскими государствами предопределяют и особое место двух стран в том, что касается острейших вопросов, волнующих сегодня исламский мир, их особую роль в решении проблем, связанных с Ближним Востоком, Ираком, Ираном, Афганистаном
Независимая Индия изначально ставила перед собой цель войти в число ведущих держав мира. Но продолжительное время она могла подкрепить свои выступления на международной арене лишь моральным авторитетом и поддержкой дружественных ей стран Азии и Африки — участниц движения неприсоединения. Для вхождения в «высшую мировую лигу» требовался мощный экономический научно-технический и военный потенциал. Сегодня Индия такой потенциал обрела.
Цель Индии на ближайшее будущее — утвердиться в качестве ключевого государства региона, охватывающего Индийский океан и Юго-Восточную Азию. При этом страна рассчитывает преодолеть негативные для нее геополитические последствия раздела прежней Британской Индии в 1947 г. по религиозному принципу на Индию и Пакистан. Он не только привел к непрекращающемуся конфликту с Исламабадом из-за Кашмира, но и отрезал Индию от культурно-родственных ей стран и естественных рынков в Юго-Восточной Азии, Афганистане, Иране и государствах Персидского залива.
Нынешний премьер-министр страны Н.Моди придал международной деятельности Нью-Дели в этом плане большую уверенность и напористость. Проводившийся прежними правительствами с начала 1990-х гг. курс «Смотри на Восток» (Look East), предусматривавший расширение экономических связей и политического взаимодействия со странами Юго-Восточной Азии, был преобразован в линию «Действуй на Востоке» (Act East),направленную не только на стимулирование экономического роста Индии, но и на сближение ее стратегических установок с ведущими партнерами в АТР — Вьетнамом, АСЕАН в целом, Японией и Австралией; а в конечном счете — на расширение и укрепление региональной и глобальной роли Индии.
«Взгляд на Восток» дополнен «взглядом на Запад», ориентированным на государства Персидского залива. Эта линия преследует несколько далеко идущих целей. Во-первых, регион Персидского залива — крупный экономический партнер Индии, дом для более чем 6 млн индийцев и основной источник нефти и газа. Во-вторых, этот регион имеет давние исторические связи с Индией, он не только ее близкий сосед, но и связующее звено с Центральной Азией и Афганистаном.
В-третьих, «взгляд на Запад», как отмечают некоторые индийские аналитики, рассчитан и на то, чтобы в перспективе дать толчок переменам в отношениях с Исламабадом, когда вместо того, чтобы быть стеной между Индией и регионом Персидского Залива, Пакистан стал бы своего рода мостом между ними. А Индия, в свою очередь, стала бы «воротами» Пакистана в Юго-Восточную Азию. Расчет здесь, как представляется, делается на то, что, переступив через догмы 70-летней давности в отношении Кашмира, пакистанцы рано или поздно придут к пониманию того, что сотрудничество с Индией в регионе Персидского залива может дать им гораздо больше, чем противостояние. Индийско-пакистанское примирение возымело бы значительный экономический эффект как в плане региональной экономической интеграции на субконтиненте, так и за счет более широкого межрегионального сотрудничества стран Центральной Азии, Южной Азии и Персидского залива.
В отличие от США, западноевропейских государств и Китая, у России никогда не было, нет и не просматривается на будущее конфликта интересов с Индией. Повышение роли дружественной Индии в международных делах, будь то в глобальном плане или применительно к Ближнему, Среднему и Дальнему Востоку — с учетом наличия во всех этих регионах значительного экономического присутствия Индии и многочисленной индийской общины — объективно снижало бы остроту внешнеполитических вызовов для России.
Для обеих стран российско-индийские отношения имеют самостоятельную ценность. Индия с пониманием относится к действиям России на международной арене. В советское время Нью-Дели не осудил ввод советских войск в Афганистан, сейчас он не примкнул к хору осуждающих возвращение Крыма в Россию, поддержал российскую позицию по Сирии и заявил, что никогда не применит санкции против России. Исторически складывалось и складывается так, что интересы Индии в глобальном и региональном масштабе чаще совпадали и совпадают с интересами России, а не других великих держав. Наиболее важные и сложные вопросы внешней политики Индии касаются отношений с Китаем и Пакистаном, с которыми страна имела военные конфликты в прошлом. В Нью-Дели понимают, что эти вопросы нельзя решить без участия России, как и осуществить в полной мере «взгляд на Восток» и «взгляд на Запад». Не зря, например, премьер-министр Н.Моди летал в 2019 г. на Восточный экономический форум во Владивосток. Он намерен расширить индийское экономическое присутствие на российском Дальнем Востоке
Подобным образом обстоит дело и с «взглядом на Запад», где Индия среди прочего заинтересована в свободной от экстремизма и терроризма Центральной Азии и создании транспортного коридора «Север-Юг» от Аравийского моря до Западной Европы. И в том, и в другом случае России принадлежит определяющая роль.
Коренные политические и экономические перемены в России и в Индии, общее изменение обстановки в мире не могли не привнести в российско-индийские отношения новые нюансы и акценты. Показательно, что сегодня и Москва, и Нью-Дели говорят о своих отношениях не столько дружбы и сотрудничества, сколько привилегированного стратегического партнерства.
Стратегический характер этого партнерства подтверждается как взаимодействием двух стран по ключевым вопросам международной политики, так и тем, что локомотивами российско-индийских отношений за пределами политики служат такие стратегические для любого государства области, как энергетика, в т.ч. атомная, военно-техническое сотрудничество и мирное освоение космоса.
Индия, импортирующая треть потребляемых ею нефти и газа, по-крупному инвестирует в разработку энергетических ресурсов России. Это имеет особое значение для России сейчас, когда из-за введенных против нее западных санкций западные компании не имеют юридической возможности участвовать в новых российских нефтегазовых проектах, в т.ч. в Арктике. Индия остро нуждается в развитии атомной энергетики, и Россия сегодня — единственное иностранное государство, строящее в Индии атомные электростанции. Это важное решение в пользу страны, не входящей в Договор о нераспространении ядерного оружия, было принято Россией в силу того, что она доверяет Индии и ценит партнерство с ней. Россия поддерживает вступление Индии в Группу ядерных поставщиков.
Индия — единственная страна, с которой у России действует долгосрочная программа сотрудничества в области вооружений. Только Индии Россия оказала содействие в разработке проекта атомной подводной лодки, передала атомную подводную лодку в аренду и поставила самолет АВАКС российско-израильского производства. Для Индии был модернизирован тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», получивший индийское название «Викрамадитья». Совместными усилиями создана высокоэффективная крылатая ракета «Брамос» и разрабатывается боевой истребитель пятого поколения. Предоставление высокоточного сигнала в целях обороны и безопасности российской глобальной навигационной спутниковой системой ГЛОНАСС предусмотрено только для Индии.
Вооруженные силы Индии на 70% оснащены боевой техникой российского производства или произведенной в Индии по российским лицензиям. Индия вряд ли позволила бы этой зависимости достичь такого уровня, если бы она не оценивала свои отношения с Россией со стратегической точки зрения. Но это стратегически значимо и для России. Когда после распада СССР российский оборонный комплекс оказался в очень стесненных обстоятельствах, Индия облегчила ситуацию, сделав крупные оборонные заказы. В каком-то смысле Нью-Дели даже подтолкнул российский оборонный комплекс к модернизации, заказывая оборудование с очень высокими техническими требованиями.
Российско-индийское общение имеет для нашей страны большое прикладное значение и в том, что касается изучения индийского опыта и его использования в решении целого ряда проблем, стоящих и перед нашей страной. Выделю лишь два момента. Первое: Индия, как и Россия — федеративное государство. Разделение полномочий центральных и местных властей четко зафиксировано в ее конституции. Вероятно, изучение того, как эти вопросы решены в Индии, было бы полезно и России. Второй же вопрос касается методов финансирования Вооруженных сил. Вооруженные силы Индии, четвертые по боевой мощи в мире, сформированы на контрактной основе. Возможно, какие-то индийские методы финансирования армии можно было бы использовать и у нас.
За прошедшую четверть века давнее российско-индийское партнерство приобрело во многом новое качество. Ушел в прошлое показной «бхаи-бхаизм». Без ритуальных взаимных здравиц две великие державы взаимодействуют в конкретных делах по обеспечению интересов — как обоюдных, так и каждого из партнеров.
Российско-индийское партнерство — составная часть глобальных и региональных процессов. Сегодня мир подошел к порогу перехода к новому порядку — с многоцентричной политической и многовалютной экономической системой. Новый мировой порядок должен предусматривать равенство и взаимное уважение интересов больших и малых государств — в политике, взаимную выгоду и общий выигрыш — в экономике, совместимость и взаимное обогащение цивилизаций — в сфере культуры, взаимное доверие и сотрудничество — в сфере безопасности, общую ответственность — в глобальных вопросах. Российско-индийское особо привилегированное стратегическое партнерство призвано внести весомый вклад в строительство такого мирового порядка.
РСМД. 13.01.2020