Украинская оппозиция предлагает Донбассу автономию
Татьяна Ивженко
Оппозиция в Верховной раде предлагает внести поправки в закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». В украинских СМИ его называют «Об особом статусе Донбасса». Принятый в начале конфликта, закон так и не стал действующим, поскольку в ДНР/ЛНР его не признавали. Предлагаемые поправки – часть мирного плана, разработанного партией «Оппозиционная платформа – За жизнь» (ОПЗЖ).
Авторами законопроекта выступили восемь депутатов от ОПЗЖ, среди которых лидеры партии – Виктор Медведчук, Юрий Бойко, Вадим Рабинович. На сайте Рады не обнародуется текст документа. Однако источники «НГ» сообщили, что в нем два положения – об отмене срока действия закона и об отмене списка условий, выполнение которых обуславливает введение его в действие.
Напомним, закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» принят Радой позапрошлого созыва в сентябре 2014-го, сразу после подписания Минских соглашений. Он преподносился украинской стороной как способ выполнения Минска-1. В документе предусматривалось предоставление местным органам власти в Донецкой и Луганской областях широчайших полномочий, включая право формировать на местном уровне народную милицию, суды, прокуратуру; развивать самостоятельные экономические связи с сопредельными государствами (РФ), проводить свою гуманитарную политику и т.д. В законе был указан и срок действия – три года. В 2014-м украинские депутаты исходили из того, что к 2017-му все украинские области получат широкие полномочия в рамках объявленной командой Петра Порошенко децентрализации власти.
Поэтому отдельный закон, касающийся Донбасса, потеряет смысл, считали они. А для быстрого урегулирования конфликта пообещали региону особые полномочия, предусмотрев, что их получат те представители местной власти, которые, как планировалось, будут избраны по украинскому законодательству в декабре 2014 года. Но в Донецке и Луганске не согласились со статусом управляемых из Киева областей с расширенными полномочиями. И поступили по‑своему: в ноябре 2014 года были проведены не согласованные с Киевом выборы глав и парламентов республик.
После этого уже новый состав Верховной рады в начале 2015 года внес поправки в закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Их суть свелась к тому, что Донбасс получит широкие полномочия только при условии выполнения всех пунктов Минских соглашений, посвященных обеспечению безопасности. С тех пор украинская сторона настаивала на первоочередности прекращения огня, отвода всех войск, которые в Киеве считают незаконными формированиями и называют российскими, вывода из региона военной техники, передачт Украине контроля над границей с РФ.
Поскольку все перечисленные условия не были выполнены, закон об особом статусе формально действовал, но реально не вступил в силу. Петру Порошенко пришлось дважды (в 2017–2018 годах) убеждать Верховную раду продлить срок действия закона. Сейчас он действует только до 31 декабря с.г. Председатель Верховной рады Дмитрий Разумков недавно заявил, что решение о дальнейших действиях (то ли принимать новый закон, то ли в очередной раз продлять срок действия старого) будет приниматься после встречи лидеров «нормандской четверки».
В ОПЗЖ убеждены, что следует действовать на опережение. Ранее партия, занявшая второе место по итогам состоявшихся в июле парламентских выборов, обнародовала свой План‑концепцию урегулирования кризиса на юго‑востоке Украины. Судя по названию документа, политическая сила не разделяет бытующее в Украине представление о том, что причиной конфликта стала «российская агрессия». Акцент делается на том, что «вывод из тупика процесса урегулирования невозможен без учета мнения граждан Украины, живущих по обе стороны линии соприкосновения».
Концепция предполагает два этапа урегулирования – законодательный и административный. В документе есть также раздел о последовательности шагов, которые позволят выполнить как Минские соглашения (Минск-1 от сентября 2014 года), так и Комплекс мер по выполнению Минских соглашений (Минск-2 от февраля 2015 года).
Что касается законодательства, то партия предлагает принять законы, которые «позволили бы снять существующие сегодня барьеры между Украиной и временно неконтролируемыми ею территориями. Это барьеры политического, идеологического, экономического, финансового, социального и военного характера».
Для начала партия предлагает на уровне сторон конфликта и при участии лидеров «нормандской четверки» «достичь политического согласия о принципах урегулирования». Определив общие стратегические подходы, создать координационный центр (КЦ), в состав которого войдут представители Украины, России, ОБСЕ, а также нынешних ДНР и ЛНР. Предполагается, что координационный центр будет выполнять только технические (а не политические) функции – выступать посредником, организатором, связующим звеном между сторонами конфликта на всех этапах урегулирования. «КЦ осуществляет координирующую функцию на всех этапах урегулирования – вплоть до формирования органов власти и управления на этих территориях на основании внесения изменений в Конституцию Украины и восстановления полного контроля Украиной над границей с Россией», – сказано в предложении ОПЗЖ.
Деятельность этого центра предусмотрена до избрания органов власти в Донбассе. Причем концепция украинской оппозиции предполагает, что изменится и статус региона, и уровень представительства органов власти, и степень его подчиненности Киеву. Речь идет о внесении изменений в Конституцию Украины – о создании Автономного региона Донбасс (АРД), который получит право сформировать свои парламент, правительство, правоохранительные органы. И все это будет существовать в рамках украинского законодательства, но по нормам Конституции АРД. Конституцию должны принять органы власти (парламент) автономии, но она вступит в силу только после утверждения ее Верховной радой Украины, сказано в проекте.
В целом, согласно документу, «Автономный регион Донбасс является неотъемлемой частью Украины, наделенной особым юридическим статусом с правом на самоуправление через территориальные общины (их объединения), на формирование органов представительной и исполнительной власти с целью обеспечения экономического развития региона и удовлетворения потребностей населения в решении гуманитарных вопросов в сфере образования, культуры, религии, языка и самобытности». Например, языковые вопросы в Донбассе, согласно предложению ОПЗЖ, будут решать самостоятельно. А в экономических вопросах потребуется принятие Украиной закона о свободной экономической зоне АРД (предусмотрен срок действия на 10-летний период).
Но до всех этих решений оппозиция предлагает внести поправки в закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», чтобы он начал действовать уже сейчас (именно этот законопроект зарегистрирован в Верховной раде). А также принять законы об амнистии защитникам ДНР/ЛНР (соответствующий законопроект был подан ранее). Затем – закон о выборах местных органов власти в неподконтрольных Киеву районах Донецкой и Луганской областей. Для этого ОПЗЖ требует начать диалог Киева с Донецком и Луганском, чтобы договориться о правилах проведения выборов.
«Оппозиционная платформа – За жизнь» все настойчивее напоминает команде Зеленского, что за ее инициативами стоят избиратели, позволившие партии занять второе место по итогам парламентских выборов. Это значит, что к их мнению нужно прислушиваться. Но и те партии, которые не прошли в парламент, тоже ссылаются на голоса сотен тысяч людей, проголосовавших за них. Например, лидер партии «Свобода» Олег Тягнибок в своем блоге возмутился: «Сначала – только ради того, чтобы встретиться с Путиным, – президент Зеленский поддается на шантаж и в одностороннем порядке отводит украинские войска с позиций… Теперь, очевидно с той же целью, председатель парламента Разумков обещает принять закон об особом статусе Донбасса». Тягнибок напомнил, что Зеленский обещал не принимать никаких решений без консультаций с обществом, а сейчас об этом не говорят: «А может, и не планируют ничего писать? Может, текст законопроекта им уже передали из Кремля?»
Другой известный в Украине политик, лидер партии «Гражданская позиция» Анатолий Гриценко в своем блоге обратил внимание на то, что ежедневно сообщается о продолжающихся обстрелах в Донбассе. А раз обстрелы не прекращаются, Украина должна отказаться от участия в запланированной на 9 декабря встрече в Париже.
С приближением даты саммита украинский президент получает все больше рекомендаций. Он их не комментирует, поскольку вынужден реагировать не на политические заявления, а на настроения в обществе. Как свидетельствуют данные соцопроса, проведенного фондом «Демократические инициативы» им. И. Кучерива в ноябре, урегулирование на востоке украинцы считают первоочередной задачей власти. Выбирая из предложенных вариантов те, которые считают приоритетными для президента, 74% респондентов назвали прекращение огня в Донбассе (51% – повышение социальных стандартов, увеличение зарплат, пенсий). 75% положительно отнеслись к «инициированию переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным для разрешения конфликта в Донбассе».
Независимая газета. 25.11.2019