Первая революция. Как изменится Украина после парламентских выборов
Георгий Касьянов, доктор исторических наук, профессор, зав. отделом новейшей истории и политики Института истории Украины Национальной академии наук Украины
На президентских и парламентских выборах 2019 года впервые в истории Украины ее граждане законным путем радикально поменяли исполнительную и законодательную власть, частично устранив от власти верхи паразитического истеблишмента. Возможно, новая власть должна будет объяснить своим избирателям, что их победа – это конец сказки и начало реальной жизни.
События, разворачивающиеся на Украине зимой-летом 2019 года, напоминают сюжет сказки. Иван-дурак становится царем. Золушка на тыкве въезжает в приличную семью. Добрый доктор спасает пассажиров Ноева ковчега. Буратино добывает золотой ключик к двери, ведущей в светлое будущее. Все они преодолевают и побеждают темные силы, представленные Бармалеями, Змеями Горынычами и Карабасами-Барабасами. А в конце побеждает народ в лице лучших его представителей.
Чудеса по партийной линии
21 апреля 2019 года человек, которого незадолго до этого его оппоненты (да и, наверное, спонсировавший его Карабас) считали кем-то вроде Буратино, стал президентом Украины. Поле чудес, где он закопал свои кровные, оказалось настоящим. Пытавшиеся надуть его жулики, враги и интриганы посрамлены. Главный спонсор Карабас подыскивает слова и, возможно, предъявит претензии на золотой ключик.
Ровно через три месяца, 21 июля 2019 года, вышел сиквел сказки. Партия, крещенная именем популярного сериала и де-факто представляющая нашего героя, получила сказочно беспрецедентный результат на парламентских выборах. Поле чудес дало новые всходы.
Впервые в истории независимой Украины политическая сила, фактически созданная методом посполитого рушения, получила количество голосов, позволяющее единолично сформировать правительство: 254 из 450 мест в парламенте.
Еще одна партия, возникшая из воздуха, – «Голос» – во главе с единственным в стране певцом-кандидатом физико-математических наук Святославом Вакарчуком получила в парламенте 20 мест. Это дает голосам из «Голоса» возможность влиять на судьбоносные решения.
Долгожитель парламента – партия «Батькивщина» набрала 26 мандатов, что можно считать успехом – все-таки на шесть мест больше, чем в 2014-м. Это единственная политическая сила, прошедшая в парламент без смены идентичности ради избирательного успеха.
Притворившаяся новой партия Петра Порошенко «Европейская солидарность» сумела провести по списку 23 солидарных европейца и добавить двух победителей по одномандатным округам. В оплоте энтузиастов армии, веры и языка – Львовской области – значительную часть голосов у них отобрали счастливчики из «Голоса». Напомним, что в 2014 году та же партия, называвшаяся тогда Блок Петра Порошенко, добыла 127 мандатов.
Среди бенефициаров выборов – еще одна как бы новая политическая сила, ремейк Партии регионов, избирательный проект «Оппозиционный блок – За жизнь». Он празднует триумф в подконтрольных Киеву частях Донбасса и в большинстве районов Одесской области, граничащих с Приднестровьем (здесь их основными конкурентами были «слуги народа», занявшие вторые места). «За жизнь» в парламенте будут отвечать 43 депутата.
Парламентские выборы 2019 года стали реальным крахом для нескольких заметных политических проектов, имевших доступ к власти. Партия самого зажиточного на Украине вилоносца и землееда Олега Ляшко не попала в парламент, набрав чуть более 4% голосов. Настоящей трагедией выглядит полное фиаско партии «Самопомощь», набравшей меньше 1%. Мизерные результаты показали националисты, объединившиеся накануне выборов, – они в парламенте будут представлены, как и «Самопомощь», всего одним мандатом.
В Верховную раду также не попали партии, ведомые генералами и полковниками: «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко и «Сила и честь» Игоря Смешко. Народный фронт, составлявший вторую по численности фракцию в предыдущем парламенте, вообще как партия не вышел на просторы демократического выбора.
Наверное, на поле чудес этой парламентской кампании почетное второе место после «Слуги народа» займет партия Анатолия Шария, самого известного украинского блогера, живущего за границей. Этот виртуальный проект, прославившийся интенсивным троллингом Порошенко и его «режима», набрал 2,4% голосов и теперь по закону может получать государственное финансирование для политических партий.
Бюджетные субсидии получат все партии, набравшие больше 2%. Есть среди них те, кто не дотянул до 5%: «Украинская стратегия» Гройсмана, Радикальная партия Ляшко, ВО «Свобода», «Сила и честь» и обломки Партии регионов, склеившиеся под брендом «Оппозиционный блок». В бюджете на это выделено 565 млн гривен в год. Правда, пирог будут делить пропорционально количеству голосов, так что почетным аутсайдерам достанутся крошки со стола пожинающих плоды электоральной демократии.
Урожай мажоритарки
Засевать поле одномандатных округов (всего их 199) вышли 3220 кандидатов. И здесь тоже взошли чудесные бобы.
У партии-победительницы количество мандатов, полученное здесь, превысило количество тех, что достались по партийным спискам (130 и 124 соответственно), – этого не ожидал никто. Эксперты и обозреватели предрекали весьма скромные результаты партии, возглавляемой Дмитрием Разумковым. Более того, звучали обвинения, что мажоритарные округа сливают. Тем не менее глава партии излучал уверенность и спокойствие.
Как оказалось – не зря. То, что произошло в мажоритарных округах, называют электоральной революцией, ведь среди проигравших – люди не только с большими деньгами, но и с серьезным ресурсом власти и связей, десятилетиями окучивавшие и подкармливавшие электорат, привыкшие к тому, что свои округа – это вотчины, где холопы все сделают как надо.
Потерял мандат в родном округе в Житомирской области двукратный спикер Верховной рады Владимир Литвин. В этих же краях, несмотря на нечеловеческие усилия и попытки действовать неправовыми методами, прошел мимо мандата теневой олигарх Сергей Пашинский. Выпали из гнезда ближайшие соратники Порошенко, одиозные Александр Грановский и Игорь Кононенко.
В Одессе рухнул, казалось бы, незыблемый столп одного из наиболее влиятельных локальных кланов – знаменитый «пiдрахуй» Сергей Кивалов, проигравший местному ресторатору. В Полтавской области уходит на отдых от парламентских трудов один из самых богатых людей Украины Константин Жеваго. В Харькове свой округ упустил Дмитрий Добкин, хотя его брат Михаил Добкин удержался на скамье в парламенте.
Наверное, самая сказочно-экзотическая история – это проигрыш директора одного из крупнейших предприятий, негласного властителя Запорожья Вячеслава Богуслаева. Он уступил с солидным разрывом свадебному фотографу Сергею Штепе, выдвинувшемуся от «Слуги народа».
Среди победителей действительно можно найти десятки тех, кто повторил головоломный трюк Зеленского: еще пару месяцев назад они вряд ли задумывались о политической карьере, а уже через месяц они принесут присягу законодателей. Три десятка счастливчиков на день выборов официально числились безработными. Ряды парламентариев пополнились шоуменами и шоувуменами, журналистами, актерами, активистами.
Среди неудачников мажоритарки стоит упомянуть две знаковые личности. Знаменитый и почти сказочный персонаж «козак Гаврилюк» не смог убедить избирателей, что его интеллект и знания нужны стране. Компанию ему составила бывшая узница ФСБ и СБУ, военная летчица и заговорщица Надежда Савченко – за нее проголосовали восемь человек. Вместе с ней здание на Грушевского покинет и большинство комбатов.
Состав Верховной рады изменится на 80%.
Конец сказки
Результатом электоральной революции стала небывалая в новейшей истории Украины ситуация. Уникальные выборы породили уникальный расклад сил в парламенте. Сложилось монобольшинство президентской партии, что позволяет единолично сформировать правительство и принимать законы, нужные президенту.
Совсем недавно политические звездочеты подсчитывали, сколько кому достанется в комитетах парламента и кабинетах правительства, исходя из состава возможной коалиции – «Слуга» с «Голосом», «Слуга» с «Батькивщиной». Теперь речь идет совсем о другом кастинге. Возможные союзники рассуждают о ценностях как основе единения, комментаторы – о соблюдении приличий, что больше напоминает разговоры в семье о том, куда пристроить бедного родственника.
Сами победители пока осваиваются с ситуацией, к которой они тоже не были готовы. Времени у них очень мало. Тон задает первое лицо, уже явившее себя городам и весям в начальственном туре с публичными порками и изгнаниями плохих парней. Понятно, что публичные разносы представителей нелюбимой власти помогли избирателям сделать правильный выбор.
Особого внимания удостоилась таможенная служба, которой президент четко дал понять, что из-за нее ему за державу обидно. Не только прямая речь, но и стиль действий президента по отношению к чиновникам, у которых доходы явно уступают расходам, импонирует публике: уходите по собственному желанию, а если желания нет, вас уйдут.
Сказочный герой рубит головы Горыныча, прогоняет соловьев-разбойников. Уволены 18 губернаторов, количество уволенных глав районных госадминистраций приближается к сотне. В прессе все чаще мелькают сообщения о задержаниях лихоимцев, открытии уголовных дел против столоначальников. Объявлено о начале атаки и на самого известного градоначальника – киевского мэра Виталия Кличко.
До парламентских выборов президенту нужно было договариваться с отставленным им же правительством и распущенной Верховной радой. Если в первом случае ему удавалось найти общий язык с достаточно уравновешенным Гройсманом, то во втором противостояние было очень острым. Можно не сомневаться, что отказ руководства парламента созвать заседание для решения вопроса о растаможке «евроблях» и рассмотрения проекта закона о незаконном обогащении значительно повысил результат партии Зеленского по всей Украине.
Теперь все дороги открыты. Большинство в парламенте гарантирует принятие нужных законов. Оно же позволяет создать правительство, которое выводится за пределы политики и планируется как технократическое. Президент получает возможность полностью контролировать силовой блок. Оппоненты растерянно притихли. Народ замер в ожидании резонансных посадок и справедливых цен на газ.
Обычно на моменте, когда герой достигает вершины, сказка заканчивается. Начинается быль, с рутиной повседневности и колоссальным объемом проблем. О них говорено уже не один раз. Сырьевая экономика, зависимость от внешних заимствований, бедность, убийственные цены на убогие по качеству коммунальные услуги, война на востоке, коррупция, превратившаяся в часть повседневной культуры, уставшие от Украины и скучающие по России западные партнеры. Список проблем напоминает бесконечно тянущиеся заключительные титры из американского фильма.
И, наверное, самая главная проблема – справиться с собственным успехом. О головокружении уже можно догадаться по некоторым симптомам. Например, разговоры о четвертом туре, то есть о местных выборах – соблазн на волне успеха весенне-летней кампании перезагрузить власть на местах очень велик. Атака на мэра Киева, пускай несамостоятельного и не особо успешного, но все же законно избранного жителями Киева. Кадровые назначения в регионы людей, компетентность которых скорее вопрос будущего, чем состоявшийся факт. Все более явный эйджизм в кадровой политике и переизбыток друзей и приятелей в команде.
В самой команде, пополнившейся двумя с половиной сотнями депутатов, появляются первые признаки противоречий, и, судя по всему, это не «рабочие моменты», как их представляют сами участники, а куда более серьезные расхождения, связанные с представлениями о природе власти и последствиях обладания ею.
Наиболее трезвые аналитики дают новой власти около полугода относительно бесконфликтного существования (речь идет о нерушимости партийных рядов в Верховной раде). За этот период объединенные силы президента, парламента и правительства должны не только запустить (в хорошем смысле этого слова) целый ряд реформ, запущенных (в плохом смысле этого слова) предыдущей властью, но и продемонстрировать свой собственный креатив и способность перейти от эффектных слов к четкой реальной политике с понятными и достижимыми целями.
Осью такой политики должны стать обещанные слугой своему народу экономическая свобода, власть закона, простые и понятные каждому отношения гражданина и государства. Наверное, первым индикатором чистоты и серьезности намерений новой власти будет список первоочередных законов, предложенных предыдущей Верховной раде и отвергнутых ею. Если он не изменится, есть надежда на улучшения.
Не менее сложной задачей для новой власти будет преодоление саботажа и сопротивления разветвленного бюрократического аппарата, местных горизонтальных элит в регионах и грядущего разброда и шатаний в собственных рядах. Надзирать и наказывать придется не только чужих, но и своих. Тут неизбежен соблазн прибегнуть к помощи служб, которые сами нуждаются в капитальной перезагрузке, как неизбежна и опасность установления доверительных отношений с ними.
Наконец, возможно, самый серьезный вызов новой власти – это коммуникация слуги с народом. Последний все еще живет в ожидании чуда и во многом одержим патримониальными и патриархальными предрассудками. Для улучшения ситуации необходимы действия, которые вряд ли вызовут одобрение тех, кто справедливо возмущается высокими тарифами и низкими зарплатами. Можно лишь надеяться, что предвыборная стратегия прямой коммуникации с разговорами, объяснениями, а в случае необходимости – извинениями не будет забыта.
События весны-лета 2019 года стали потрясением для системы, которую уже довольно давно канадский политолог Кит Дарден назвал шантажистским государством. По своим масштабам и возможным последствиям они значительно превосходят массовые протесты и восстания, неудачно названные революциями. То, что считалось революциями, было на самом деле всплеском отчаяния, порожденным невозможностью добиться соблюдения человеческих прав законным путем. И они не изменили систему.
На президентских и парламентских выборах 2019 года впервые в истории Украины ее граждане законным путем радикально поменяли исполнительную и законодательную власть, частично устранив от власти верхи паразитического истеблишмента. Возможно, новая власть должна будет объяснить своим избирателям, что их победа – это конец сказки и начало реальной жизни.
Московский Центр Карнеги. 26.07.2019