У Киева и Москвы готовы свои "дорожные карты" по Донбассу
Татьяна Ивженко
Сегодня завершается двухдневный визит в Киев министров иностранных дел Германии, Франции, Великобритании и Дании. Польский министр приехал на день раньше и уехал вчера. Главной темой переговоров стало урегулирование в Донбассе. Однако переговоры проводились по отдельности. У гостей не во всем совпадает видение путей достижения мира: некоторые убеждают украинскую власть в необходимости уступок, другие доказывают целесообразность сохранения прежней бескомпромиссной позиции.
Глава МИД Польши Витольд Ващиковский накануне визита в Киев обозначил позицию в статье «Открытые двери для Украины», опубликованной в польском издании Rzeczpospolita.
«Мы всегда стремились, чтобы украинцы жили в демократической, стабильной и безопасной стране. Поэтому мы никогда не согласимся с агрессивными действиями в отношении суверенной и независимой Украины. Мы решительно осуждаем российскую политику экономического и военного давления на нашего соседа», – написал он. Польский министр заверил, что в ЕС, несмотря на внутренние проблемы, не забудут об украинском вопросе, не согласятся с присоединением Крыма к России и с агрессией в Донбассе. «Именно такой подход является причиной сохранения санкций против России, которая как сторона, отвечающая за возникновение конфликта, имеет также возможности для его деэскалации», – пояснил он.
Польская позиция совпадает с украинской. Вчера утром эксперты ожидали, что такой же по сути, но более сдержанный по форме подход продемонстрирует во время встречи с Петром Порошенко глава МИД Великобритании Борис Джонсон. В Киеве уточняли, что в ближайшие дни Джонсон встретится на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым. И до этой встречи вряд ли будет делать выводы или выступать с жесткими заявлениями.
Еще менее склонными к жесткости в украинской столице считали французского и немецкого министров. Встреча украинской власти с Франк-Вальтером Штайнмайером и Жан-Марком Эро считалась принципиально важной, поскольку оба являются участниками «нормандского формата», а глава МИД Германии сейчас председательствует в ОБСЕ. Администрация украинского президента, анонсируя встречу, отметила: «Планируется обсуждение перспектив восстановления полноценной работы «нормандского формата»… Будут скоординированы меры давления на Россию с целью обеспечения выполнения российской стороной части Минских договоренностей, касающейся безопасности».
Две заявленные цели формально противоречат друг другу, поскольку российская сторона не признает своей причастности к событиям в Донбассе и участия в конфликте. Россия не упоминается в Минских соглашениях. Попытка требовать от нее выполнения обязательств может окончательно разрушить прежний формат переговоров.
Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко сказал украинской газете «Сегодня», что в последнее время «нормандская четверка» функционирует в челночном режиме, при котором Германия и Франция, являясь посредниками, поочередно проводят встречи и телефонные переговоры то с российским, то с украинским руководством. На полях саммита «большой двадцатки» в Китае с российской стороной была достигнута предварительная договоренность о том, что в ближайшие недели четверка соберется за одним столом. На каком уровне (министров иностранных дел или глав государств) и с какой повесткой дня – эти вопросы решаются сейчас.
Сотрудник администрации президента Украины сообщил газете «Сегодня», что в ходе состоявшихся в Киеве переговоров украинская сторона продвигала идею «дорожной карты» выполнения Минских соглашений. «Мы хотим пошагово прописать выполнение каждого пункта – с ответственностью и гарантиями сторон, а также конкретными сроками», – сказал он.
Как известно, украинская сторона ранее выдвинула жесткое требование: для полноценного урегулирования в Донбассе следует вначале выполнить все пункты, связанные с обеспечением безопасности в регионе, а затем – касающиеся политического урегулирования. Порошенко в последние полгода неоднократно заявлял, что без контроля ОБСЕ над украинско-российской границей невозможно прекратить огонь, а значит – невозможно проводить выборы.
У российской стороны – другое видение. В минувший вторник глава МИД РФ Сергей Лавров заявил: «По нашему глубокому убеждению, линия Киева на то, чтобы сначала обеспечить режим полной тишины (как минимум в течение месяца) и только потом начать обсуждать политические аспекты Минских договоренностей, эта линия нацелена на то, чтобы затянуть процесс бесконечно». Он сообщил, что Россия предлагает другой проект «дорожной карты», который предполагает, что каждый шаг в сфере укрепления режима безопасности сопровождался бы шагом по продвижению политических реформ, которые украинская сторона обязалась провести.
Несколькими днями ранее постоянный представитель России при ОБСЕ Александр Лукашевич в ходе заседания Постоянного совета ОБСЕ подробно рассказал, что имеется в виду. По данным РИА Новости, он отметил, что «процесс восстановления контроля Киева над участком украинско-российской границы может начаться не раньше, чем будут проведены местные выборы в Донбассе».
Он также сказал о необходимости принятия Верховной радой тех законопроектов, которые украинская сторона обязалась утвердить согласно Минским соглашениям, – согласованного с ДНР и ЛНР закона о выборах местных органов власти в Донбассе, закона об амнистии защитников республик, конституционной реформы. Лукашевич заявил, что Киеву «нужно проявить волю, согласовать весь пакет документов с представителями Донбасса, как это предусмотрено Комплексом мер (по выполнению Минских соглашений. – «НГ»), и провести его через парламент».
Примечательно, что на фоне заявлений с российской стороны в агентстве «Интерфакс-Украина» было опубликовано интервью с послом Германии в Украине Эрнстом Райхелем. Оно предваряло визит в Киев глав МИД стран ЕС и отражало существующий сейчас подход стран-посредников к урегулированию. «Мы ожидаем от обеих сторон, в том числе от Украины, конструктивной и интенсивной работы над выполнением Минских договоренностей, что означает полное прекращение огня, отвод тяжелого вооружения и реализация политического урегулирования, достигнутого в Минске. Это, конечно, означает, что Украина в этом конфликте, который регулируется Минскими договоренностями, не может на 100% отстоять свои интересы и должна идти на определенные уступки», – заявил дипломат.
Райхель продолжил: «Мы твердо убеждены, что для Украины намного выгоднее иметь в своем распоряжении Минские договоренности и выполнять их, чем быть в ситуации, когда с Россией нет никаких договоренностей». Отвечая на вопрос об антироссийских санкциях, посол сказал, что на Западе есть разные мнения: «И Украина поступит верно, если она не будет давать оснований думать, будто бы со своей стороны делает не все для выполнения Минских договоренностей. Ведь это именно то, что Россия пытается донести до нашей общественности».
Некоторые эксперты и политики в Киеве сочли, что главы МИД Германии и Франции в Киеве попытаются убедить украинскую власть в необходимости определенных уступок в процессе урегулирования. Однако украинская сторона не видит возможностей для компромисса в принципиально важном вопросе. Ведь подходы Киева, с одной стороны, и Донецка с Луганском – с другой прямо противоположны. Соответственно два проекта «дорожной карты» – украинский и российский – тоже не совпадают.
Глава МИД Украины Павел Климкин, реагируя на российские заявления о необходимости параллельного выполнения пунктов о безопасности и о политическом урегулировании, на днях заявил на брифинге: «Мы можем играть в геометрию: говорить о чем-то параллельном, перпендикулярном, чем-то другом. У нас нет ни одной согласованной «дорожной карты», где были бы закреплены фундаментальные и важные вещи. Это – последовательность того, что нужно сделать, и гарантия того, что российская сторона это сделает».
Глава ДНР Александр Захарченко считает, что на самом деле у Киева «нет желания решить проблему мирным способом». Объявленное накануне 1 сентября очередное перемирие соблюдается не полностью. Захарченко объявил, что с полуночи среды вооруженные силы республик в одностороннем порядке прекратят огонь. Украинская сторона в составе Совместного центра по контролю и координации вопросов прекращения огня и стабилизации на линии разграничения сторон сообщила, что ВСУ «готовы и в дальнейшем бессрочно поддерживать режим полного и всеобъемлющего прекращения огня в Донбассе».
Руководитель Международного института демократий Сергей Таран сказал «НГ», что в Донбассе «пушки молчат, пока дипломаты говорят». Эксперт отметил, что нынешней осенью начнется геополитическая битва между основными мировыми игроками.
Независимая газета. 15.09.2016