Иностранные инвесторы выводят деньги с рекордной скоростью
Ольга Соловьева
6 июня Владимир Путин встретится на Петербургском форуме с «представителями международного инвестиционного сообщества», сообщили в Кремле. Интерес президента понятен. Отток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) достиг максимума за период наблюдений. Инвесторов пугают политические и санкционные риски, отмечается в обзоре Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) и Института Гайдара.
Путин на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) встретится с представителями международного инвестиционного сообщества, рассказал помощник президента Юрий Ушаков. Отток иностранных инвестиций – одна из самых болезненных проблем.
Тенденция с оттоком ПИИ вряд ли переломится и в текущем году, сомневаются экономисты из РАНХиГС и Института Гайдара в своем мониторинге «Экономической ситуации в России». «В условиях сохранения санкционного давления и ухудшения инвестиционного имиджа России существенный рост прямых иностранных инвестиций в российскую экономику выглядит пока маловероятным», – говорят эксперты. В то же время, замечают они, по предварительным оценкам платежного баланса в первом квартале 2019 года, объем входящих ПИИ составил 11,5 млрд долл.
Чистый отток капитала из РФ в январе–апреле 2019 года составил 34,7 млрд долл., что почти в два раза выше аналогичного показателя предыдущего года. При этом отток за первые четыре месяца этого года уже составил половину от всего объема вывезенного капитала в прошлом году. Тогда из страны ушло около 63,3 млрд долл.
Если говорить о динамике ПИИ, то за прошлый год был зафиксирован наибольший показатель оттока прямых иностранных инвестиций из капитала российских компаний за всю историю статистических наблюдений, который составил 6,46 млрд долл., отмечают исследователи РАНХиГС и Института Гайдара. «В предыдущие два года наблюдался прирост участия иностранцев в капитале», – уточняют ученые. Заметим, в целом, по данным Центробанка, отток ПИИ из российской экономики в прошлом году составил рекордные 23,1 млрд долл.
Прямые иностранные инвестиции в России ( 2009–2019 годы). Источник: РАНХиГС
Приток же иностранных инвестиций в прошлом году показал трехкратное снижение по сравнению с 2017 годом. И это несмотря на тот факт, что некоторая позитивная динамика притока ПИИ была зафиксирована в первых двух кварталах прошлого года, когда их суммарный уровень превысил 10,18 млрд долл. «Однако второе полугодие отмечено оттоком прямых иностранных инвестиций, что привело к совокупному снижению входящих в Россию ПИИ до 8,82 млрд долл. по итогам 2018 года», – подчеркивают экономисты.
«Такая динамика отражает ухудшение настроений иностранных инвесторов, что связано с негативными ожиданиями относительно продолжающейся санкционной политики со стороны США и ЕС, а также с наблюдавшимся в 2018 года падением спроса на российские государственные облигации», – делают вывод авторы мониторинга завлабораторией международной торговли Института Гайдара Александр Кнобель и старший научный сотрудник РАНХиГС Юрий Зайцев.
Мало того, продолжают исследователи, иностранные инвестиции по-прежнему крайне неравномерно распределены по территории России. «По имеющимся данным, на начало 2019 года из 36,5 тыс. российских предприятий с иностранным собственником наибольшая доля приходилось на такие регионы, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область», – замечают они.
Несмотря на весь присущий им оптимизм, инвесторы, которые все еще остаются в России, также в ближайшие годы ожидают в РФ сокращения или стагнации инвестиций. Таковы, в частности, были выводы компании GfK Rus, которая опросила иностранных предпринимателей по заказу Ассоциации европейского бизнеса (см. «НГ» от 30.05.19).
Россия за последние четыре года (с 2015 по 2018-й) привлекла меньше всего «настоящих» прямых иностранных инвестиций среди 23 основных развивающихся рынков, признавали ранее эксперты Института международных финансов (IIF). По их подсчетам, ПИИ в Россию в среднем за 2015–2018 годы – без учета реинвестированных доходов – составили лишь 0,2% ВВП.
Эксперты признают, что специально исключили из расчета компонент реинвестирования, чтобы сфокусироваться на «подлинных» вложениях. «Реинвестиции – это не поток капитала, и в некоторых случаях они могут отражать ограничения на репатриацию прибылей (из страны инвестирования в страну инвестора)», – объясняют экономисты.
Скорректированный таким образом показатель оказался в итоге даже ниже, чем у Нигерии (0,3% ВВП), Венесуэлы (0,5% ВВП) и Украины (2,7% ВВП). «Для России ключевой вопрос – это санкции, хотя другими факторами также являются плохой инвестиционный климат в восприятии инвесторов и низкий потенциал роста», – объясняют в IIF.
И рассчитывать на существенное изменение сложившейся ситуации не приходится, считают эксперты «НГ». И это не только санкционный режим. «Риски, которые побуждают иностранных инвесторов отказаться от прямых инвестиций в РФ, понятны. В первую очередь это силовое давление на бизнес, аресты и удержание предпринимателей под стражей, даже у иностранцев больше нет иммунитета против таких действий. Прямые инвестиции неразрывно связаны с правом собственности и защитой этого права, и, пока эта защита слаба, инвесторы будут предпочитать портфельные инвестиции и управлять ими из-за рубежа: так безопаснее», – считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
«Дело Майкла Калви», где, по сути, хозяйственный спор иностранного и российского инвесторов вместо арбитражного разбирательства был переведен в плоскость уголовного преследования, полностью изменило восприятие рисков ведения бизнеса иностранными инвесторами, напоминает эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев.
Помимо санкционного давления другая весомая причина, препятствующая инвестициям в РФ, – высокий уровень присутствия государства в экономике, говорит гендиректор компании «Иволга Капитал» Андрей Хохрин. «В отличие от инвесторов, которые заинтересованы в росте капитализации компаний и стоимости ценных бумаг, государству интересны прежде всего объемы дивидендных выплат и их регулярность», – замечает он.
Независимая газета. 04.06.2019