Не забудем, но простим
Впервые после бомбардировок Союзной Югославии авиацией НАТО в 1999 году высшее руководство Сербии скорректировало свой подход к событиям 20-летней давности. Если прежде Белград однозначно и жестко осуждал натовскую агрессию, то на сей раз президент Александр Вучич высказался за то, чтобы Сербия простила НАТО бомбардировки, хотя и не забывала о них. Впрочем, извинения альянса готовы принять лишь треть сербов, а оппозиция, четвертый месяц организующая протесты, обвиняет президента в предательстве национальных интересов и сдаче Косово. С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.
Двадцать лет спустя
Новый взгляд на натовские бомбардировки Югославии президент Сербии Александр Вучич предложил в канун их 20-летней годовщины, выступая на международной конференции «Белградский стратегический диалог». Этот форум стал центральным в череде мероприятий, посвященных событиям, годовщину которых Сербия неизменно отмечает.
Авиаудары НАТО продолжались 78 дней — с 24 марта по 10 июня 1999 года. Точное число жертв неизвестно. По оценкам сербских властей, погибли около 2,5 тыс. человек. Международные организации говорят о 754 погибших — 300 военных и 454 гражданских лиц. Материальный ущерб, по разным данным, оценивается в сумму от $30 млрд до $100 млрд. В НАТО считают, что авиаудары предотвратили геноцид косовских албанцев и гуманитарную катастрофу в крае, находившемся тогда в составе Сербии. Белград все эти годы однозначно квалифицировал бомбардировки как необоснованную агрессию.
Схожая квалификация сохраняется в оценках сербского руководства и сегодня. Однако в ней появились новые оттенки. «Мы не были тогда безгрешны, но Сербия не заслужила агрессию НАТО, это был незаконный акт, противоречащий международному праву»,— заявил Александр Вучич на белградской конференции. Вместе с тем он высказался за то, чтобы Сербия простила НАТО бомбардировки и строила с альянсом нормальные отношения. «Мы пережили очень много тяжелого 20 лет назад, чтобы забыть об этом. Наша обязанность — простить, хотя забыть не можем никогда,— пояснил президент Сербии.— Мы хотим иметь хорошие отношения с альянсом, но не вступать в НАТО».
Предложенная господином Вучичем формула почти в точности совпадает с позицией, которую изложил генсек НАТО Йенс Столтенберг в интервью белградскому телевидению Prva в канун 20-й годовщины бомбардировок Югославии. Ранее он лично извинился за жертвы и страдания, вызванные авиаударами НАТО, а на этот раз заявил: «Я не требую от сербов забыть то, что произошло в 1999 году, но хочу, чтобы Сербия и НАТО сотрудничали».
Куда более жесткой по сравнению со словами президента Сербии оказалась позиция российских участников белградского форума. Заместитель главы Совета федерации Андрей Турчак назвал бомбардировки Югославии «актом военной агрессии против суверенного европейского государства, совершенной под сомнительными предлогами» и посетовал, что виновные не понесли заслуженного наказания. А член комитета Госдумы по международным делам Евгений Примаков потребовал от НАТО выплатить компенсацию за нанесенный ущерб.
Между тем президент Сербии сделал еще один примирительный жест — буквально в последний момент перенес на 9 мая планировавшийся 24 марта военный парад в городе Нише. Этот парад, приуроченный ко дню начала натовских бомбардировок, должен был стать крупнейшим за последние годы. Для участия в нем были заявлены 4 тыс. военнослужащих армии Сербии, 1,5 тыс. бойцов спецназа, от 8 до 10 истребителей МиГ-29 и новые боевые вертолеты.
Однако на минувшей неделе Александр Вучич объявил, что «попросил перенести парад на 9 мая и в тот день продемонстрировать, насколько прогрессировала сербская армия и полиция». А 24 марта в Нише президент предложил «вспомнить всех пострадавших и смотреть в будущее, строя мир».
С НАТО, но без членства
Примирительные жесты в сторону НАТО, сделанные сербским президентом в канун 20-летия бомбардировок Югославии, вряд ли можно назвать абсолютно неожиданными. Несмотря на постоянные заверения о сохранении нейтралитета и нежелании вступать в альянс, Белград активно и продуктивно взаимодействует с ним.
Начиная с 2006 года, когда Сербия присоединилась к натовской программе «Партнерство во имя мира», сербская армия участвовала в 149 военных учениях с армиями стран НАТО и членов партнерства. С военными из России и других стран ОДКБ за тот же период было всего 12 учений. Да и финансовая помощь Белграду со стороны НАТО значительно превосходит поступления от других государств. В последние годы натовские дотации сербской армии превысили €40 млн.
Со своей стороны, Сербия, которую Россия считает ключевым союзником на Балканах, предприняла ряд заметных шагов в сторону НАТО. В марте 2015 года Белград подписал с альянсом План индивидуального партнерства (IPAP), по которому предоставил НАТО право использовать свою военную инфраструктуру и открыл для членов альянса военно-тренировочный центр «Юг». А год спустя сербский парламент ратифицировал соглашение с НАТО, которое вывело взаимодействие с альянсом на качественно новый уровень: натовцы получили свободу передвижения по сербской территории, доступ практически ко всем объектам, а главное, дипломатический иммунитет.
Удовлетворения высоким уровнем взаимодействия с НАТО президент Сербии не скрывал и на минувшей неделе. «Уверен, что НАТО, которое всегда говорит, что нейтралитет — это выбор Сербии, с большей охотой приняла бы Сербию, чем другие страны региона,— заявил Александр Вучич.— Но мы всегда и везде говорим, что не хотим в НАТО, и делаем это открыто».
Битва за Косово
Формула «максимальное взаимодействие, но без членства», которую сербское руководство реализует в отношениях с НАТО, отражает в целом негативное отношение к альянсу в республике. Согласно исследованию белградского Института европейских проблем, приуроченному как раз к годовщине натовских бомбардировок, только треть граждан Сербии готовы принять извинения НАТО за события 1999 года и почти половина считают, что время для примирения пока не пришло. С учетом таких настроений неудивительно, что вступление страны в НАТО поддерживают лишь 10% населения Сербии, против — почти 80%. Правда, около трети сербов не имеют ничего против сотрудничества с бывшим агрессором.
Такие настроения учитывает, безусловно, не только руководство Сербии, но и оппозиция. Уже четвертый месяц, начиная с 8 декабря, во многих городах республики каждую субботу проходят массовые протесты с требованием отставки президента Вучича, всего высшего руководства страны и проведения до конца года свободных выборов. Причем любопытно, что протесты, начавшиеся как гражданские, все более смещаются в сторону политических, на которых доминируют не требования типа «больше демократии, меньше авторитаризма», а обвинения президента и правительства в предательстве национальных интересов и сдаче Косово. Ключевые же роли в ходе протестов постепенно перетягивают на себя националисты типа лидера движения «Двери» Бошко Обрадовича, что наглядно проявилось в прошлые выходные, когда демонстранты сначала ворвались в здание «Радио и телевидения Сербии», а потом блокировали президентский дворец (см. “Ъ” от 18 марта).
Бошко Обрадович объявил, что «темой над темами» для Сербии остается борьба за возвращение Косово и «забота обо всех сербах в регионе». А еще один лидер «Союза за Сербию», который пытается возглавить протесты, Драган Джилас открыто потребовал от сербского президента прекратить все переговоры с Косово о нормализации отношений.
«Сегодня становится ясно, что главной целью антиевропейского и антизападного "Союза за Сербию" является обструкция и срыв переговоров с Косово»,— заявил “Ъ” известный белградский политолог Миливой Бешлин.
20-я годовщина натовских бомбардировок идеально подходит для реализации этой цели.
Коммерсантъ. 24.03.2019