Снижение доходов населения считают визитной карточкой РФ
Ольга Соловьева
Накануне обращения Владимира Путина к законодателям РФ западные СМИ оценивают долгосрочную устойчивость российской экономики. Текущий профицитный бюджет и положительное торговое сальдо говорят в пользу стабильности. Однако низкий уровень жизни населения, растущая роль государства и высокая зависимость позволяют называть эту российскую стабильность мнимой.
Для иностранцев существуют сегодня две противоречивые версии России – мрачная и приветливая, описывает немецкий журнал Spiegel. Мрачная Россия – это вооруженная до зубов агрессивная и репрессивная держава с сильной и стабильной экономикой. «Но покоится ли военная мощь РФ «на стабильных опорах» или уже в обозримом будущем повторится сценарий распада, который мы наблюдали конце 80-х годов?» – задаются вопросом иностранцы.
С одной стороны, ситуация в РФ выглядит благоприятной, несмотря на санкции. «В 2018 году экономика России якобы выросла на 2,3%, о чем недавно сообщило российское статистическое ведомство. Это значительно меньше, чем во время бума нулевых годов, когда показатель роста находился в районе 8%. Но тем не менее кризис 2015–2016 годов преодолен», – считает Spiegel.
«Правительство Путина взяло твердый курс на макроэкономическую консолидацию: профициты в государственном и внешнеэкономическом бюджетах, создание валютных резервов, низкий государственный долг – все это призвано защитить страну от будущих кризисов», – отмечает немецкая пресса. Профициту бюджета помогает и новое бюджетное правило, по которому при цене нефти выше 40 долл. излишки идут в резервы.
Издание обращает внимание на ряд слабостей экономики РФ, которые в долгосрочной перспективе могут «перекрыть стране кислород». Одной из слабостей нашей страны немцы называют сохраняющуюся зависимость от углеводородов. «Приблизительно 60% российского экспорта приходится на нефть и газ… К нефти и газу добавляются другие сырьевые ресурсы – металлы, древесина, минералы. Вместе они составляют три четверти всего экспорта», – сообщает газета.
Другая «слабость» – демография. «Трудоспособное население России сокращается несколько лет. И если приток населения из Средней Азии серьезно не увеличится, то до 2050 года население в зависимости от сценария развития может сократиться на 24 млн человек», – указывает Spiegel.
Третья слабость – это государственные институты. «Государство играет значительную роль в экономике. Приблизительно треть экономической активности и половина легальной занятости находятся под его непосредственным контролем», – отмечает журнал. И проблема в том, что российский государственный сектор непрозрачный, ненадежный и коррупционный. «Соответственно невелики и инвестиции», – сетует издание.
Даже если экономика РФ будет расти следующие шесть лет ускоренными темпами, это не приведет к ее выздоровлению, признает агентство Bloomberg. И в первую очередь потому, что рядовые потребители, едва сводящие концы с концами из-за отсутствия роста доходов и увеличения инфляции, могут не почувствовать этого на себе.
К примеру, пересмотренный ранее Росстатом рост ВВП в 2018 году россияне на себе не ощутили. В Bloomberg такой эффект связывают с возможной «искусственностью» экономического роста за счет запуска отдельных проектов, которые в итоге не несут в себе кумулятивного эффекта.
Политика государства фактически идет вразрез с интересами роста доходов населения. «Хотя в России самый большой профицит бюджета за десятилетие, правительство также увеличило налоговое бремя на потребителей и увеличило пенсионный возраст, еще больше усугубив проблемы населения», – передает Bloomberg.
В России, говоря об экономике страны, многие считают, что «стакан все же наполовину пуст», пишет финская газета Helsingin Sanomat. «Уровень промышленного производства России вырос, как и ожидалось. Однако данные не настолько радостные, как может показаться. Колеса экономики крутились к концу года все медленнее. И ничто не говорит о том, что начавшийся год будет хоть чем-то лучше», – отмечает западная пресса.
Основная проблема в том, что за экономический рост в РФ по-прежнему отвечает сектор энергоносителей, считают в финском издании. «Президент Владимир Путин твердит, что экономика России становится все более многосторонней, более современной и продуктивной. Однако ничего не меняется, все остается по-прежнему. За рост отвечает добыча нефти и газа. Доходная база России зависит от этих областей напрямую», – подчеркивает Helsingin Sanomat. Россия также не смогла закрепить тенденции роста, потому что стоимость энергоносителей не поднялась достаточно высоко и у страны не было другой опоры – современного промышленного производства с выходом на экспорт, продолжает издание.
В результате в России складывается противоречивая ситуация. «Государственный бюджет вновь стабилизировался, банки преодолели худшие времена, финансовых ресурсов достаточно. Однако если не получится построить будущее при помощи роста производства и модернизации, то россиянам придется продолжать режим экономии, снова поднимать пенсионный возраст и увеличивать налоги», – считают финны.
Таким образом, чтобы превратить стакан из наполовину пустого в наполовину полный, уже недостаточно простого политического «бахвальства». И без экономических структурных реформ в этой экстренной ситуации не обойтись, резюмирует финское издание.
Осторожны в своих оценках устойчивости России и международные аналитики. Так, рейтинговое агентство Moody’s ранее хоть и повысило кредитный рейтинг России, однако не исключало вероятности его снижения в самом ближайшем будущем. Опасения аналитиков в первую очередь были связаны с возможностью дальнейшего ужесточения санкций «в течение ближайших месяцев» (см. «НГ» от 10.02.19).
С замечаниями иностранцев во многом согласны и эксперты «НГ». «Положение российской экономики действительно весьма стабильное и устойчивое», – говорит аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. Другое дело, что нет поступательного движения – экономика стагнирует, не развиваясь, продолжает он. «Отсутствуют и те точки роста, которые могли бы послужить триггером для начала позитивных изменений. Все усилия государства направлены на сохранение статус-кво и укрепление существующих позиций. А для того чтобы привлечь в страну внешние инвестиции или сделать привлекательным инвестирование для россиян и отечественного бизнеса, не делается практически ничего», – говорит экономист.
Мало того, продолжает аналитик компании «Солид» Вадим Кравчук, весомый удар по инвестиционному климату был нанесен и после ареста основателя фонда Baring Vostok Майкла Калви. «И если говорить о восприятии страны глазами иностранных инвесторов, то риски пока перевешивают положительные моменты, поэтому российские активы интересны только в спекулятивных, краткосрочных целях, несмотря на высокую доходность по мировым меркам», – подчеркивает экономист.
Российская экономика имеет известные слабости и ее устойчивость относительна, замечает первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. «На официальном уровне мы часто слышим о том, что впереди нас ждет стабильный рост и другие чудеса, но по факту никто не может этого гарантировать. Кроме того, разные статистические данные и несогласованность работы министерств ставят экспертов в тупик и затрудняют создание объективной картины того, что на самом деле происходит в стране», – поясняет она.
Специфика России – непредсказуемость, но это именно то, что и пугает многих западных экономистов и инвесторов. «Непрозрачностью отличается и Китай, но там, по крайней мере, достаточно хорошо понятен и прогнозируем вектор экономического развития», – рассуждает Касьянова. В целом, устойчивость РФ в большей степени мнимая, так как наша экономика есть и остается сырьевой, указывает эксперт. «Надо смотреть правде в глаза: мы не только отсталая страна, живущая за счет сырьевой экономики, но и нищая, так как доходы населения не растут», – резюмирует Касьянова. В определенной степени можно сказать, что ситуация в РФ стабильная, но это не та стабильность, которая позволит обеспечить экономическую мощь государства в будущем, продолжает Коренев.
«В текущих экономических реалиях мы склонны полагать, что экономическая система РФ характеризуется повышенной устойчивостью. В рамках бюджетной консолидации и действия бюджетного правила совокупность таких факторов как сравнительно низкий уроне внешнего долга, существенный профицит счета текущих операций, рациональная монетарная политика ЦБ, контролируемая инфляция, масштабный объем резервных фондов и т.д. позволяет говорить о том, что экономика России в должной мере защищена от реализации кризисных явлений», - говорит главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. Однако расплатой за такую «защищенность» экономики становятся значительные ограничения потенциала экономического роста, сетует он.
Независимая газета. 19.02.2019