Украинская оппозиция формирует коалицию против Порошенко
Татьяна Ивженко, Евгений Михайлов
Через неделю в Украине отметят пятую годовщину расстрела людей на майдане Независимости. Трагедия привела к смене власти. Однако новая команда не дала исчерпывающих ответов на вопросы о виновных в событиях февраля 2014 года. За прошедшие годы появились и другие вопросы, связанные с убийствами журналистов и общественных активистов. Социологи предостерегают, что сейчас протестные настроения в обществе близки к показателям пятилетней давности.
Киевский международный институт социологии (КМИС) обнародовал данные опроса, проведенного в конце декабря. Даже на фоне предновогодних настроений (и еще до официального старта предвыборной кампании) 44% украинцев заявили о готовности принять участие в акциях протеста. КМИС сравнил показатели: «Уровень готовности к участию в протестах составлял 43% в декабре 2014 года, 49 – в декабре 2016-го, 40 – в тот же период 2017-го и 44% – к концу 2018 года. Доля тех, кто утверждает, что не готов принимать участие в акциях массового протеста, составляла 53% в 2017 году и 49% – в 2018-м».
Социологи уточнили, что респондентам предлагались на выбор разные виды протестной активности – не только уличные акции, но также участие в предвыборной кампании (речь идет о поддержке кандидата, не представляющего действующую власть), сбор подписей под коллективными обращениями и т.д. «Вопрос о том, является ли участие в выборах формой протеста или, наоборот, исполнением гражданского долга и лояльным по отношению к власти поведением, на самом деле дискуссионный. Часть избирателей принимает участие в выборах, чтобы выразить протест, часть – чтобы поддержать власть», – прокомментировал полученные данные КМИС.
Бесспорными являются полученные социологами данные о том, что «уровень готовности принимать участие в акциях протеста в целом не сильно отличается по регионам», но зависит от уровня образования: «37% среди респондентов с неполным средним образованием и 47% – среди респондентов с высшим образованием». Что касается возрастных отличий, то люди среднего возраста (40–49 лет) более охотно говорят об участии в таких видах протеста, как сбор подписей под коллективными обращениями, а молодежь (20–29 лет) скорее готова принять участие как в санкционированных, так и в несанкционированных митингах, демонстрациях, пикетировании органов власти.
За прошедшие со времени опроса два месяца ситуация в украинском обществе изменилась под влиянием предвыборной кампании. Руководитель центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко написал в своем блоге, что каждая неделя по мере приближения ко дню голосования (31 марта) приносит новые громкие конфликты. «8 февраля во время выступления Юлии Тимошенко на митинге в Белой Церкви неизвестные бросили две дымовые шашки в людей, присутствовавших на встрече. 9 февраля новый инцидент произошел на митинге Тимошенко уже в Киеве между полицейскими и активистами националистической организации С-14. 8 февраля во Львове группа людей пыталась сорвать концерт Владимира Зеленского. 7 февраля во время пребывания Зеленского в Одессе его охрана обнаружила слежку… Когда вызвали полицию, то выяснилось, что это были сотрудники СБУ. А в штабе Анатолия Гриценко сообщили о выявлении приборов, запускающих видео- или аудиозапись всех устройств, которые могут быть в помещении», – перечислил Фесенко последние скандалы.
Политолог подчеркнул: «Если тенденции использования различных грязных технологий и роста агрессии в ходе избирательной кампании будут усиливаться, то на финише президентских выборов мы получим острый политический кризис». Противостоять этому пытаются оппозиционные кандидаты. На прошлой неделе участвовавшие в телевизионном политическом ток-шоу претенденты на выход во второй тур выборов Юлия Тимошенко, Анатолий Гриценко, Андрей Садовый, а также Александр Шевченко и Виктор Бондарь подписали меморандум о честных выборах. Ожидается, что к названным политикам присоединятся другие оппозиционеры, в числе которых и лидер гонки Владимир Зеленский. Политолог Владимир Фесенко обратил внимание: «Они заявили о готовности к совместным шагам по противодействию подкупу избирателей, фальсификации голосования и другим грязным технологиям. Поскольку их обвинения были направлены против команды президента Порошенко, можно говорить о начале формирования «антипорошенковской коалиции».
Однако эксперты отмечают, что нынешние выборы отличаются от предыдущих кампаний, когда было понятно, кто «свои, хорошие, белые», а кто – «чужие, плохие, черные». Так, начавшаяся акция «Кто убил Катю Ганзюк?» затрагивает интересы власти и оппозиции (партии «Батькивщина» Юлии Тимошенко). Блогер Иван Примаченко, текст которого опубликовало «Новое время», напомнил, что отец облитой кислотой в июле прошлого года и умершей в ноябре херсонской активистки Ганзюк обвинил в организации покушения на нее «председателя Херсонского облсовета, однопартийца Юлии Тимошенко Владислава Мангера и члена «Блока Петра Порошенко», главу Херсонской облгосадминистрации Андрея Гордеева». Только 9 февраля, после стычек активистов с полицией в Киеве, херсонская «Батькивщина» исключила Мангера. На следующий день Генпрокуратура Украины объявила ему о подозрении. Вчера в Украине следили за развитием событий с задержанием представителя «Батькивщины». О члене БПП, имя которого озвучил отец погибшей активистки, не вспоминали.
Политики предпочитают не отвечать на вопрос, заданный участниками акции, отметил Иван Примаченко: «Некоторые из них молча убегают от активистов через черный ход. Другие засоряют информационное поле истериками о том, что сама постановка этого вопроса является провокацией. Третьи отправляют «беркутов» избивать активистов, устрашая при этом: «Лежи, Бандера!» Между тем постепенно и безвозвратно люди начинают терять терпение. Ранее мы полагали, что старой генерации политиков не хватает элементарной совести. Но все больше похоже на то, что они окончательно потеряли еще инстинкт политического самосохранения».
Кстати, упомянутое избиение полицейскими лежащих людей многим напомнило события времен майдана. Позвавший людей на акции протеста в ноябре 2013 года журналист Мустафа Найем, который в 2014-м был избран депутатом Верховной рады, сейчас написал в блоге, что даже если активисты нарушили закон, их нужно было наказать в соответствии с законом. А правоохранители перешли черту: «Нам ведь уже знаком этот звериный оскал неоправданной жестокости и уверенности, что за это ничего не будет, потому что никто не узнает и не докажет… Ногами по голове лежащего бил сотрудник, действовавший совместно и при поддержке подразделения полиции специального назначения, в рядах которой до сих пор работают бывшие сотрудники «Беркута»… «Беркут» остался в системе не потому, что они чьи-то родственники или друзья. Все банальнее. Они удобные, безотказные, им нечего терять, и после всего пережитого они уверены, что им все сойдет с рук».
Именно это обстоятельство раздражает общество больше, чем нераскрытые дела майдана, убийства журналистов и активистов. Приближение пятой годовщины расстрелов на майдане только подогревает такие настроения. И в этой ситуации роль главы МВД впервые за украинскую историю может принципиально повлиять на исход предвыборной гонки, рассказал «Апострофу» политический эксперт Международного центра перспективных исследований Игорь Петренко. Он отметил, что ранее ситуацию так или иначе контролировали олигархи: «Именно они, имея необходимые ресурсы, совместно или по отдельности, заключая союзы и совершая сделки, достигая компромисса или даже консенсуса, приводили на высшие государственные должности «нужных людей». Так могло бы быть и на выборах 2019 года, если бы не одно обстоятельство». Хотя олигархи сохранили влияние, но должны считаться с огромным политическим весом министра внутренних дел Арсена Авакова, на которого, по словам Петренко, «ни Порошенко, ни Гройсман, ни даже другие держатели акций «Народного фронта» не имеют особого влияния».
Эксперт перечислил, какие структуры подчинены министру: «В систему ведомства входят Нацполиция, Госпогранслужба, Госслужба чрезвычайных ситуаций, Государственная миграционная служба, Нацгвардия». Кроме того, у Авакова есть группа влияния в Верховной раде, он смог наладить отношения с западными партнерами Украины. «Подтверждением статуса Авакова может быть его очередная поездка в Вашингтон, которая состоится в середине февраля, и кроме прочего его участие в круглом столе «Варианты для Донбасса», где он будет одним из главных спикеров – наряду со спецпредставителем Госдепа США Куртом Волкером», – отметил Петренко.
От позиции министра может зависеть исход президентской кампании, полагает эксперт: «Авакову просто нужно выполнить свою работу и минимизировать риски фальсификации и подкупа избирателей». Правда, система МВД может и не удержать ситуацию под контролем, если в Украине начнутся массовые акции, отмечают собеседники «НГ». «Избежать кризиса возможно только в одном случае: если выборы будут безукоризненно честными, а их результаты будут признаны всеми, что, конечно, сомнительно…» – сказал один из собеседников.
Независимая газета. 11.02.2019