Кудрин поставил России три условия
Анастасия Башкатова
Достижимость одной из главных целей нового майского указа президента – вхождение России в пятерку крупнейших экономик с темпами роста 3–4% в год – официально поставлена под сомнение. Не только глава Счетной палаты Алексей Кудрин, но и ключевые правительственные министры будто соревнуются в придумывании причин, почему такой результат будет почти невозможен. При этом Кудрин продолжает настаивать на проведении институциональных и структурных реформ, среди которых – ослабление вертикали власти, выстроенной федеральным Центром.
Правительственные чиновники во второй день Гайдаровского форума протестировали на публике такое обоснование возможного в будущем провала целей майского указа, как «внешние условия».
Внешние риски осложняют выход экономики РФ на темпы роста в 2021 году, близкие к 3%, заявил глава Минэкономразвития (МЭР) Максим Орешкин. Официальный прогноз МЭР исходит из того, что рост ВВП РФ в 2019-м составит 1,3%, в 2020-м – 2%, а в 2021-м – 3%, напоминает ТАСС.
«За тем ускорением роста, которое есть в прогнозе через несколько лет, стоит большое количество дел, которые нужно сделать в 2019–2020 годах, чтобы в 2021-м получить рост, близкий к 3%», – рассказал на Гайдаровском форуме Орешкин. По его словам, «ситуация в мировой экономике усложняет достижение этих целей и делает гораздо более важным то, что происходит внутри страны, какие действия совершаются здесь».
Мировая экономика не вытянет российскую, это можно было бы сделать только собственными усилиями: «...в условиях тяжелой демографии – за счет инвестиционного роста и роста производительности труда», – пояснил министр.
Похожие заявления сделал на форуме и первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. «Что касается общих рисков реализации наших целей, если мы возьмем прошлый шестилетний период, то, конечно, это все изменения внешние, которые у нас есть, – торговые ограничения, санкции, войны торговые, которые сегодня ведутся. Безусловно, это не на пользу не только мировой экономике, но и РФ, поскольку мы очень глубоко интегрированы», – пояснил он.
Напомним, в новом майском указе президента в списке целей, достижение которых должно обеспечить к 2024 году правительство, указано: «...вхождение РФ в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%».
Международный валютный фонд (МВФ) ранее ухудшил прогноз роста глобальной экономики, но и в таком виде для России мировые темпы выглядят недостижимыми.
По МВФ, к 2024 году мировая экономика будет расти чуть меньше чем на 3,6% в год вместо 3,7%, зафиксированных в 2017-м. Так что даже те темпы роста, которые прописаны в официальном прогнозе МЭР, уже сейчас выглядят как провал. Ведь мировая экономика, по прогнозу МВФ, будет расти быстрее российской.
Впрочем, у Минэкономразвития есть свои расчеты и для глобальной экономики, которые снимают такое недоразумение. «Если смотреть те прогнозы, которые мы делали год назад, то тренд на замедление глобального экономического роста у нас был зафиксирован. Мы ожидаем, что рост снизится как минимум до 3% в течение нескольких следующих лет», – сказал Орешкин. Но и по поводу этих 3% министры, как уже было сказано, будто на всякий случай придумывают отговорки.
Однако, образно выражаясь, последний гвоздь в крышку гроба вбил на Гайдаровском форуме Алексей Кудрин. Судя по его объяснениям, одних нацпроектов, сформированных после переизбрания Владимира Путина на новый президентский срок, недостаточно для выведения России в топ-5 крупнейших экономик мира.
То есть пока министры рассуждают о негативных внешних условиях, Кудрин предупреждает, что нет особой надежды и на придуманные властями нацпроекты.
«Это настолько сложно – добиться 3% роста в год, это сверхтяжелая задача. Многими нацпроектами она не решается, – сказал Кудрин. – Нацпроектов недостаточно, чтобы выйти на те темпы экономического роста, которые выводят нашу экономику в пятую величину. Нам нужны дополнительные меры политики, которые создадут экономический рост».
«В отличие от майских указов президента 2012 года нынешние (от 2018-го) не только куда более затратны, но и предполагают гораздо большую ответственность отягощенных властью лиц за их неисполнение, – пояснил «НГ» аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. – Многие из министров и иных чиновников разного ранга, видя это, стараются подстраховаться, заранее обозначая «точки напряжения», осложняющие достижение целей».
«Аргументация приводится разная – от влияния западных санкций до неверного учета изначальных параметров в требованиях указа», – продолжает эксперт.
На Гайдаровском форуме Кудрин перечислил ключевые факторы ускорения роста экономики РФ. Например, он указал, что для обеспечения экономического роста нужны трудовые ресурсы, инвестиции и увеличение производительности труда.
Однако, по словам Кудрина, «трудовые ресурсы будут сокращаться, тот поток мигрантов, который в предыдущие годы закрывал, не будет таким, как сейчас». «Тем более у нас не растут реальные доходы населения, девальвация тоже оттолкнула мигрантов», – уточнил он.
Поэтому ситуация с трудовыми ресурсами будет скорее негативно влиять на экономический рост. «Остаются инвестиции и производительность, которые должны расти таким образом, чтобы перекрыть все другие факторы», – добавил глава Счетной палаты.
Между тем на совещании президента с правительством Силуанов уверил, что нацпроекты, наоборот, помогут и наращиванию инвестиций, и росту производительности труда. А вице-премьер Татьяна Голикова рассказала об усилиях, предпринимаемых для улучшения демографической ситуации.
Но на этом список требований Кудрина вовсе не закончился. Указал он также на необходимость доверия к власти и проведения институциональных и структурных реформ.
«Нужно существенно увеличить полномочия субъектов, передать часть земельных ресурсов субъектам, – считает Кудрин. – Это серьезные структурные шаги, они не все прописаны в нацпроектах. Я считаю, что нам нужны дополнительные меры политики, которые создадут драйв и экономический рост».
По мнению главы Счетной палаты, в нацпроектах не отражена цель по снижению доли государства. «Мы всегда говорили о необходимости сокращения доли государства в экономике. Реструктуризация некоторых госкомпаний, перевод их в частный сектор, приватизация. Этой части в нацпроектах вообще нет», – цитирует Кудрина ТАСС.
Независимая газета. 16.01.2019