Перетягивание Донбасса
Сергей Строкань; Янина Соколовская
Киев объявляет экономическую войну России на неподконтрольных территориях.
Стороны конфликта в Донбассе договорились о бессрочном прекращении огня, режим которого вступил в силу в ночь на 1 сентября. На фоне новых попыток прекратить вооруженное противостояние украинское правительство в среду одобрило стратегию реинтеграции неподконтрольных территорий, главной целью которой объявлено восстановление экономических связей с Донбассом. Ее принятие стало первым с начала конфликта фактическим признанием Киевом неэффективности блокады самопровозглашенных республик. По версии авторов стратегии, легализация хозяйственных связей с Донбассом станет главным препятствием на пути экономического проникновения в регион России. Источник в администрации президента Украины уточнил “Ъ”: стратегия принята в рамках плана Петра Порошенко по возвращению Донбасса.
Последний звонок для тех, кто стреляет
Договоренность о введении в Донбассе режима бессрочного прекращения огня в связи с началом нового учебного года была достигнута в понедельник по итогам заседания в Минске трехсторонней контактной группы по Украине. Накануне перемирия, которое должно вступить в силу в полночь 31 августа, стороны объявили о намерении следовать достигнутым в Минске договоренностям, впрочем, признав: условия для «устойчивой деэскалации» в Донбассе отсутствуют.
«Мы готовы к режиму тишины»,— озвучил позицию Киева руководитель силовой операции на территории Донецкой и Луганской областей генерал-лейтенант Руслан Хомчак. При этом он назвал ситуацию в зоне конфликта «напряженной и сложной», сообщив, что контролируемая украинской стороной Марьинка «каждый день находится под обстрелами, в ходе которых противник применяет артиллерийские системы и танки».
В самопровозглашенных республиках возлагают вину за эскалацию на Киев, давая понять: эффективность нового перемирия будет зависеть исключительно от действий украинских силовиков. «С нашей стороны предпринимаются все необходимые шаги по скорейшей реализации комплекса мер, в том числе по соблюдению перемирия»,— заверила и. о. главы МИД ДНР Наталья Никанорова. «Только при условии такого же подхода со стороны Киева получится достичь режима полного прекращения огня»,— добавила госпожа Никанорова. По ее мнению, соблюдение режима перемирия с 1 сентября продемонстрирует политическую волю Киева реализовать комплекс мер по урегулированию в Донбассе. Эти меры должны включать в себя обмен пленными по принципу «всех на всех», восстановление социально-экономических связей, банковской системы, а также вступление в силу закона об особом статусе и закрепление его условий на конституционном уровне.
Война рублю
На фоне новой договоренности о прекращении огня в Донбассе украинское правительство в среду одобрило стратегию восстановления мира на «временно оккупированных территориях».
Как сообщил в Facebook премьер Владимир Гройсман, целью нового плана, в разработке которого «принимали участие около 150 международных неправительственных организаций», должна стать реализация комплекса социально-экономических мер. Приоритетными задачами станут «поддержка экономической активности и роста уровня жизни населения», восстановление разрушенной инфраструктуры и создание условий для социальной стабильности — предпосылки долгосрочного мира.
Примечательно, что о предстоящем утверждении стратегии реинтеграции Донбасса первым сообщил в понедельник один из наиболее последовательных сторонников идеи снятия экономической блокады с ДНР и ЛНР — заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука. Накануне сегодняшнего заседания правительства, выступая на телевидении, господин Тука категорически не согласился со сторонниками той точки зрения, что Донбасс для Украины навсегда потерян, в связи с чем вложения в регион — пустая трата бюджетных средств.
«Если мы начнем реализацию проекта “отрезать и забыть”, нас ожидает концентрация российских действий в Харькове, Одессе, Херсоне, Николаеве, Запорожье»,— предупредил господин Тука. Говоря о политике Киева в Донбассе, бывший губернатор Луганской области назвал абсурдной ситуацию, когда Украина, с одной стороны, «продолжает завозить на эти территории гривны, выплачивая зарплаты людям, работающим на украинских предприятиях», а с другой стороны — «сохраняет приверженность экономической блокаде».
«Эти деньги тратятся на повседневные нужды и товары российского производителя. Получается, что мы субсидируем предприятия страны-агрессора»,— пояснил господин Тука. По его словам, реинтеграция потребует «открывать торговые шлюзы», что позволит «дополнительно бороться и с рублем, и с российскими производителями».
Как пояснил “Ъ” украинский эксперт, сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, «мы не можем говорить об экономической блокаде неподконтрольных территорий Донбасса, до тех пор пока мы покупаем там уголь». «Покупая этот уголь, Киев дает шахтам деньги, на которые живут горняки Донбасса. Кроме того, многие крупные предприятия зарегистрированы и на украинской территории, и на неподконтрольной Украине. И платят налоги, в том числе так называемым республикам»,— говорит господин Марунич.
Презентацию новой стратегии для Донбасса на заседании украинского кабинета провел другой сторонник идеи реинтеграции, министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Вадим Черныш. «На временно оккупированных территориях хозяйствуют рубль и российские товары. А люди еще больше отдаляются от Украины. Кого и зачем мы обманываем?» — сформулировал проблему Вадим Черныш, как и Георгий Тука имеющий опыт управленца (он возглавлял администрацию Кировоградской области).
«Если мы интегрируем эти территории и людей в Украину, о чем заявляют и президент, и премьер, подтверждающие миллиарды социальных выплат,— то при чем здесь экономическая блокада?» — говорит Вадим Черныш. И добавляет: «Моя позиция по этому вопросу однозначна. Платить. В том числе пенсии и все виды социальной помощи».
Цена реинтеграции
Помимо Георгия Туки и Вадима Черныша, сторонниками идеи возвращения Донбасса путем восстановления экономических связей в коридорах украинской власти также считают министра социальной политики Андрея Реву и главу Донецкой областной военно-гражданской администрации Павла Жебривского. Такой же позиции придерживается и лидер общественной организации «Украинский выбор» Виктор Медведчук, в котором многие политики в Киеве видят проводника «линии Кремля».
«Реинтеграторы» Донбасса обрушиваются с критикой не только на Россию, но и на тех украинских политиков, чиновников и силовиков, которые, по их мнению, используют экономическую блокаду Донбасса в своих личных интересах. Они обращают внимание на расцвет контрабанды на «оккупированных территориях» и реализацию коррупционных схем в ходе нелегального транзита товаров, на которых зарабатывают военнослужащие, пограничники и сотрудники Службы безопасности Украины. До последнего времени приверженцы реализации новой реинтеграционной схемы для Донбасса были в меньшинстве — мейнстрим в правительстве и парламенте составляли сторонники продолжения блокады.
Однако теперь в администрации президента Порошенко уверяют, что реинтеграция отвечает планам украинского лидера. Примечательно, что сегодняшнее заседание правительства совпало с визитом Петра Порошенко в Мариуполь, в ходе которого глава государства сообщил о решении правительства выделить на восстановление инфраструктуры Донбасса 3 млрд гривен. По его словам, уже прошли тендеры на строительство и восстановление в области четырех мостов. «Это то, чего ждут люди, это символ мира»,— убежден президент.
«Не имея опоры на эти базовые регионы, так называемые республики нежизнеспособны. В итоге для неконтролируемых территорий Донбасса оптимальный вариант — вернуться под контроль Киева на основе мирного плана Порошенко»,— пояснил источник “Ъ”, близкий к администрации президента. По его словам, «Харьковская область показала успехи проекта децентрализации — столь же успешными могут стать Донецкая и Луганская области после возвращения под управление Киева».
«Донбасс надо возвращать, это территория Украины. Хотя общественное мнение сейчас настроено в пользу позиции “отрубить и забыть”, мы начинаем процесс реинтеграции. Он займет, согласно имеющейся стратегии, от трех до пяти лет»,— объяснил “Ъ” депутат Рады от правящего БПП Александр Черненко.
Впрочем, остается неясным, насколько жизнеспособной окажется новая стратегия, поскольку одобренная правительством «экономическая реинтеграция» оставляет за скобками так и не решенный вопрос об особом политическом статусе Донбасса. То есть говорить о том, что в позиции Киева произошел «поворот к Донбассу», преждевременно. Значительная часть украинского общества и политического класса по-прежнему скептически относятся к идее мирного возвращения Донбасса путем активизации хозяйственной деятельности.
Эти настроения неожиданно поддержал в интервью CNN бывший пресс-секретарь специальной наблюдательной миссии ОБСЕ на Украине Майкл Боцюркив. «Счет за восстановление Донбасса, если он вновь отойдет Украине, будет исчисляться миллиардами долларов. К тому же там сейчас множество мин и неразорвавшихся снарядов. Дороги, мосты, дома и аэропорты разбомблены. Установление контроля над этой территорией будет стоить очень дорого»,— предупредил он, выразив мнение, что лучший вариант для Киева — «отпустить Донбасс».
Коммерсант. 31.08.2016