ОДКБ унифицирует врагов
Кирилл Кривошеев, Владимир Соловьев
В Москве 30 октября прошло заседание парламентской ассамблеи Организации договора коллективной безопасности (ПА ОДКБ). Главным вопросом стала гармонизация законодательств стран—членов блока в отношении террористических организаций. В ближайшее время в ОДКБ должны разработать единый список таких организаций и добиться того, чтобы добавление туда новых пунктов автоматически признавалось всеми союзниками. Между тем у идеи есть и критики, утверждающие, что это позволит некоторым странам вносить в список террористов оппозицию, а другие страны-участницы будут вынуждены признавать подобные политизированные решения.
Спикеры и представители профильных комитетов парламентов стран ОДКБ (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) встретились 30 октября в Москве. На повестке заседания ПА ОБСЕ были вопросы борьбы с терроризмом и главным образом — разработка единого списка террористических организаций. Инициатором стал замглавы комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. Идею поддержал спикер российского парламента Вячеслав Володин. «Предлагаемое решение позволит спецслужбам стран, входящих в ОДКБ, более эффективно обеспечивать коллективную безопасность»,— заверил он, посетовав, что сейчас законы стран-союзниц не гармонизированы.
«В разных странах действуют разные правовые механизмы по признанию организации террористической,— заявил “Ъ” Анатолий Выборный.— А, например, в Армении вовсе нет такого понятия, как список террористических организаций».
Когда же законодательство будет гармонизировано, сразу после признания организации террористической одним из членов остальные страны сделают то же самое.
При этом депутат дал понять, что процедура оспаривания решения той или иной страны предусмотрена не будет — союзники будут просто доверять друг другу. «Могу однозначно сказать, что каких-либо перегибов, фанатизма на этот счет нет,— заявил Анатолий Выборный.— Исходя из национальных законодательств, признать организацию террористической по надуманным причинам фактически невозможно».
О дальнейших действиях стран ОДКБ по реализации инициативы “Ъ” рассказал глава думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников. По его словам, ПА ОДКБ во вторник приняла так называемый модельный закон (носит рекомендательный характер) о едином списке террористических организаций. «Список будет составлен на основе определенных критериев, сформулированных постоянной комиссией ПА ОДКБ по вопросам обороны и безопасности»,— заявил депутат. И напомнил, что такая задача ставилась еще при прежнем генсеке организации Николае Бордюже. «Но тогда не было для этого законодательной основы, которую мы сейчас создали»,— сказал депутат. Не исключено, что окончательное решение по списку будет принято на ближайшем заседании совета глав государств—членов ОДКБ, которое пройдет 8 ноября в Астане.
Сейчас подход стран ОДКБ к признанию той или иной организации террористической действительно сильно различается. Например, 12 сентября зампред госкомитета национальной безопасности Киргизии Асылбек Кожобеков признал, что организацию «Таблиги джамаат», признанную экстремистской в РФ, у него в стране таковой не считают. С другой стороны, как утверждал в беседе с “Ъ” новый глава МИД Киргизии Чингиз Айдарбеков, такое положение вещей до сих пор не вызывало «разногласий по линии ОДКБ».
Собеседник “Ъ” в Бишкеке политолог Кубат Рахимов, в свою очередь, заявил: «наличие унифицированного списка — больше благо, чем зло», но принцип, когда решение одной страны становится обязательным для всех остальных, несправедлив. Один из аргументов, которые приводят критики инициативы, состоит в том, что страны смогут вносить организации в список террористических по политическим мотивам и распространять это решение на все страны ОДКБ. Например, политизированным западные институты считают запрет Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), которая не внесена в список террористических в России. Именно ее Душанбе обвинил в организации июльского теракта в Дангаринском районе, в результате которого погибли туристы из стран Запада. «После теракта стало ясно, что политизированный подход Таджикистана мешает сбалансированному расследованию инцидента,— сказал “Ъ” представитель правозащитной организации Human Rights Watch по Центральной Азии Стив Свердлов.— Поэтому я удивлен, что ОДКБ идет в обратную сторону. Если меры по гармонизации будут одобрены, они усилят тенденцию к сотрудничеству спецслужб России и Таджикистана, которое ведет к насильственному возвращению таджикских диссидентов на родину».
Представитель ПИВТ Махмуджон Файзрахмонов подтвердил “Ъ”, что на территории РФ живет немало бывших членов организации, но добавил: они не ведут политическую деятельность. «Они обычные трудовые мигранты, как десятки тысяч других таджиков»,— сказал господин Файзрахмонов. И резюмировал: «Правительство Таджикистана пытается демонизировать нашу организацию на таких площадках, как ОДКБ».
Коммерсант. 30.10.2018