В Третьем энергопакете нашлись неувязки
Наталья Скорлыгина
Третейская группа при ВТО удовлетворила часть требований России в ее споре с Евросоюзом по Третьему энергопакету, ряд положений которого, по мнению Москвы, приводит к дискриминации в Европе российского газа и «Газпрома». В частности, третейская группа сочла неправомерными ограничение на прокачку российского газа по газопроводу OPAL и предоставление преференций «проектам общего интереса» в Европе.
Третейская группа по спору России с Евросоюзом при ВТО в пятницу опубликовала доклад, в котором по части вопросов поддержала требования России, по части — ЕС. До 9 октября его должен утвердить Орган по разрешению споров ВТО.
Россия оспаривает Третий энергопакет и отдельные связанные с ним позиции законодательства стран—членов ЕС с апреля 2014 года (см. “Ъ” от 5 мая 2014 года), когда она запросила формальные консультации с Евросоюзом по этому вопросу. Третий энергопакет, вступивший в силу в 2009 году, предписывает, в частности, разделение газовых компаний по видам деятельности. По мнению России, ряд мер, содержащихся в Третьем энергопакете и национальных законодательствах стран ЕС, дискриминирует российский газ и трубопроводные проекты. Речь идет в первую очередь о предписываемом разделении по видам деятельности и наличии исключений из этого требования для проектов и поставщиков, контролируемых правительствами стран ЕС, и для объектов «новой крупной газовой инфраструктуры». Также Россия оспорила преференции для СПГ и его поставщиков, количественные требования для газопровода OPAL (сухопутное продолжение Nord Stream), изъятия из требований газовой директивы для промысловых трубопроводов, требования по сертификации «неевропейских» операторов газотранспортных сетей и предоставление преференций проектам, имеющим статус «проектов общего интереса».
Третейская группа, сообщается в ее выводах, поддержала тезис России о том, что 50-процентное ограничение на использование мощностей OPAL под российский газ и требование о продаже 3 тыс. кубометров газа в год на открытом рынке идут вразрез с нормами ВТО, запрещающими введение количественных ограничений. Также она согласилась с позицией России о неправомерности правил сертификации операторов газотранспортных сетей, установленных законодательствами Хорватии, Венгрии и Литвы, и преференций для инфраструктурных «проектов общего интереса». При этом Третейская группа не поддержала позицию России по разделению по собственности, по СПГ и промысловым трубопроводам.
Минэкономики поддержало решение ВТО, заявив, что «это — позитивный прецедент, который дает возможность изменить нормы, которые создавали препятствия для российских поставщиков на рынке Евросоюза». Еврокомиссия также приветствует решение ВТО «как подтверждающее правомерность основных принципов, лежащих в основе Третьего энергопакета», и подчеркивает, что Третейская группа не подтвердила обоснованность утверждения о предполагаемой дискриминации российского газа и трубопроводных проектов со стороны ЕС.
«Все три аспекта, которые мы выиграли, являются достаточно яркими и прецедентными,— говорит партнер юридической фирмы Mayer Brown (представляла интересы России в этом споре) Николай Мизулин.— Была поставлена стратегическая задача доказать, что в Европе дискриминируется российский газ, и по этим аспектам принципиальное решение есть». В частности, важно, отмечает он, то, что признаны неправомерными «оговорка "Газпрома"», которая позволяет дискриминировать российских операторов трубопроводов по критерию безопасности поставок, и преференции трубопроводам, поставляющим в ЕС газ в ущерб поставкам газа из России.
Коммерсант. 11.08.2018