Киев уверен в срыве проекта "Северный поток–2"
Татьяна Ивженко
Председатель Верховной рады Украины Андрей Парубий заявил, что проект «Северный поток–2» не будет реализован. Эту информацию он получил в ходе состоявшегося на прошлой неделе визита в США. Напомним, в Вашингтоне побывала делегация руководства парламентов Украины, Грузии, Молдавии, Литвы и Польши.
Украинская делегация еще перед отъездом заявляла, что одной из главных задач видит решение проблемы с «Северным потоком–2». Киев выступает категорически против альтернативного газопровода. Один из экспертов по энергетическим вопросам на условиях анонимности пояснил «НГ» почему. «Украинская газотранспортная система рассчитана на транспортировку до 140 млрд куб. м газа в год из РФ в Европу.
Сейчас транспортируется в среднем 90 млрд куб. м. «Северный поток–2» отберет у нас более половины этого объема транзита: на долю украинской ГТС останется 30–40 млрд куб. м в год. Но прокачка объема менее 50 млрд куб. м экономически невыгодна, нерентабельна». По словам эксперта, Украина рискует потерять значительно больше, чем пару миллиардов долларов за транзит, которые платит «Газпром» «Нафтогазу»: «Запуск «Северного потока–2» может стать началом конца нашей ГТС».
Выступая в Вашингтоне на конференции по вопросам международной безопасности, Андрей Парубий акцентировал внимание на том, что из-за нового газопровода возникнут угрозы не только экономического свойства и не только для Украины. «Этот проект – составляющая российского энергетического оружия против всего свободного мира…» – заявил он. И выразил надежду на то, что позиция США позволит сорвать планы строительства газопровода. Парубий призывал ввести санкции против компаний, участвующих в проекте. Этот вопрос, как известно, в Вашингтоне рассматривался, но о решении ничего не известно.
В середине мая в ходе визита в Берлин уполномоченная Госдепартамента США по вопросам энергетики Сандра Ауткерк заявила, что Вашингтон склоняется к тому, чтобы действовать «силой убеждения». Она пояснила, что «Северный поток–2» – плохая вещь для Украины и для Европы», поскольку новый газопровод ослабит украинские позиции и усилит зависимость европейских стран от России.
К настоящему моменту Германия, Финляндия и Швеция приняли решение в пользу «Северного потока–2». Правительство Дании еще размышляет.
26 июня премьер-министр Дании Ларс Лекке Расмуссен в ходе совместной пресс-конференции с украинским коллегой Владимиром Гройсманом заявил, что его страна может принять закон, которым заблокирует или затормозит реализацию проекта. Он отметил, что вопрос «Северного потока–2» следовало бы решать на общеевропейском уровне. Ранее Рассмусен обсудил проблему с канцлером Германии Ангелой Меркель. После переговоров он сообщил, что реализация нового проекта будет возможна только при условии, что часть российского газа, как и прежде, будет поставляться в ЕС по украинскому маршруту. «Украинский вопрос имеет решающее значение», – сказал премьер-министр Дании.
Переговоры с Ангелой Меркель и президентом Франции Эмманюэлем Макроном проводил и президент Украины. Свою позицию он изложил влиятельным немецким изданиям. В колонке, опубликованной в мае в газете Frankfurter allgemaine Zeitung, Порошенко написал, что «Северный поток–2» – это российский «геополитический проект, который не имеет ничего общего с экономическими и деловыми интересами. Имеет целью прежде всего уничтожение единства Европы, а впоследствии – ее подчинения. Это всегда было идеологией российской энергетической политики».
Президент РФ Владимир Путин после встречи с Ангелой Меркель в Сочи в мае заявил: «Мы всегда относились к этому проекту исключительно как к экономическому, как к проекту, которым занимались хозяйствующие субъекты. И всегда выводили это за рамки любых политических процессов». Меркель, в свою очередь, отметила: «Мы тоже рассматриваем «Северный поток–2» как экономический, коммерческий проект, но в нем есть и другие составляющие». Говоря об украинских интересах, канцлер Германии заверила, что транзит по старому маршруту сохранится в определенных объемах.
Эксперт по энергетическим вопросам Центра Разумкова Владимир Омельченко отметил в интервью каналу ZIK, что неизвестно, устроят ли эти объемы украинскую сторону. Ведь кроме «Северного потока–2» часть транзита перенаправится на «Турецкий поток». Бизнес и политика в столь масштабных проектах неотделимы, полагает он: «Сильные игроки действуют в своих интересах. Максимум, что они делают для Украины, – это ставят в известность, ставят перед фактом».
Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский в интервью радио «Голос столицы» указал, что могла бы сделать украинская сторона, чтобы защитить свои интересы: «Украина является постоянно действующим членом Европейского энергосообщества. И имеет полное право потребовать учесть ее интересы при строительстве «Северного потока–2». Потому что ее интересы (как члена Европейского энергосообщества) ущемляются при реализации этого проекта».
Эксперты в Киеве отмечают, что реальный диалог сейчас ведется в треугольнике Россия–Германия–США. Ровно год назад, после визита президента Дональда Трампа в Польшу, заговорили о конкуренции между Америкой и Россией за европейский рынок газа. «США готовы помочь Польше и другим странам Европы диверсифицировать поставки энергоресурсов, чтобы вы больше никогда не становились заложником одного поставщика», – заявил Трамп в ходе пресс-конференции.
В немецких СМИ разгорелись споры по поводу высокой стоимости альтернативных поставок, а также по поводу возрастающего влияния США в Европе. Аналитик Гжегож Малески, возглавлявший ранее польское Агентство внешней разведки, летом 2017 года сказал «Голосу Америки», что с визита Трампа началась конкуренция «Газпрома» (проект «Северный поток–2») и американских поставщиков сжиженного газа за европейский рынок.
Примечательно, что на днях, через год после визита Трампа, были подписаны контракты о поставках американского сжиженного газа в Польшу. Государственная нефтегазовая компания PGNiG договорилась о 20-летнем сотрудничестве с американскими фирмами Venture Global LNG i Port Arthur LNG. Начало поставок намечено на 2023 год, после истечения срока действия польского контракта с «Газпромом». Информагентства сообщили, что Польша будет получать ежегодно 2 млн т сжиженного газа, который после регазификации составит около 5,5 млрд куб. м газа.
В момент подписания соглашения в Вашингтоне находилось руководство парламентов Украины, Грузии, Молдавии, Польши и Литвы. После этого спикер Верховной рады Андрей Парубий сообщил в соцсети: «Я точно знаю, что строительство «Северного потока–2» будет остановлено! Это – не экономический проект, а гибридное оружие против Европы».
В Киеве пока строят предположения о том, каким образом мог бы быть остановлен проект. Обращают внимание на комментарий «Немецкой волне» авторитетного немецкого эксперта Роланда Гетца, который на днях отметил, что «Северный поток–2» может быть построен, но на проектную мощность выйдет не в те сроки, которые запланированы. Возможными причинами задержек он назвал вероятное изменение маршрута из-за позиции Дании по поводу прокладки труб у острова Борнхольм. Что касается американских санкций, о которых пока много спорят, то они бы не остановили, а только притормозили проект, считает эксперт.
Независимая газета. 02.07.2018