Поляки хотят ездить в Калининград по старым правилам
Александр Рябушев
В польском городке Бартошице, расположенном возле границы с Россией, начался сбор подписей под петицией о возвращении малого приграничного передвижения (МПП) с Калининградской областью. На северо-востоке Польши, находящемся в состоянии многолетней экономической депрессии и способном похвастаться разве что уровнем безработицы, доходящим до 20%, возможность 10 раз в месяц съездить к северным соседям за дешевым бензином и сигаретами по льготному многоразовому пропуску позволяла поддерживать бюджеты многих семей. Еще больше поляков зависело от российских туристов, чередовавших шопинг с активным отдыхом в аквапарках и посещением концертов и выставок в Гданьске.
По данным пограничных служб, за три года действия МПП было зафиксировано 3,5 млн пересечений российско-польской границы жителями российской Прибалтики. Даже в тяжелом 2015 году они оставили в кассах местных магазинов, ресторанов и отелей более 280 млн злотых (4,7 млрд руб.). Как подсчитал бывший маршалек (воевода) Варминско-Мазурского воеводства Яцек Протас, за пять лет потери Польши от заморозки МПП достигнут астрономической для этой части страны суммы в 400 млн долл. Политик, ныне представляющий оппозиционную «Гражданскую платформу» в сейме, направил обращение в правительство с просьбой дать мотивированный ответ о причинах отказа от Российско-польского соглашения от 2012 года и мерах по компенсации потерь населения приграничных районов.
До сих пор польские власти предпочитают давать на эту тему самые общие ответы. В частности, МВД Польши внезапно заявило о необходимости изучить влияние трансграничного движения на безопасность страны. Затем ведомство, не проинформировав публику о результатах своего анализа, выступило с требованием «не менять мелкие интересы на безопасность государства». Данный тезис стал продолжением рассуждений о милитаризации Калининградской области. В качестве примера этого процесса представители польского кабмина привели недавнее назначение врио губернатора Евгения Зиничева, бывшего сотрудника ФСО и ФСБ.
Руководитель агентства по международным и межрегиональным связям правительства области Алла Иванова выразила недоумение столь резким изменением позиции польской стороны, которая еще недавно констатировала успешное развитие трансграничного сотрудничества. Раздуваемые три года назад польскими СМИ страхи перед нашествием «калининградской мафии» на поверку оказались обыкновенными газетными утками. Те немногочисленные случаи, когда калининградцев задерживали на сопредельной стороне, касались незначительных нарушений сроков пребывания в зоне действия МПП, а также нарушений ПДД.
Польская оппозиция указывает на то, что помимо сильного удара по мелкому и среднему бизнесу правительство правых, заморозив МПП, нанесло ущерб совместным проектам, которые стороны реализовывали в рамках программ ЕС по развитию взаимоотношений с сопредельными странами, не входящими в Евросоюз. Теперь на них можно будет поставить жирный крест.
Независимая газета. 17.08.2016