Киев настаивает на вводе миротворцев ООН в Донбасс
Татьяна Ивженко
К третьей годовщине подписания Минска-2 попытается возобновить работу «нормандский формат». В рамках Мюнхенской конференции по безопасности 16–19 февраля запланирована встреча министров иностранных дел Германии, Франции, России, Украины. Петр Порошенко надеется на этой неделе пообщаться и с канцлером Ангелой Меркель. В целом речь идет о перспективе ввода миротворцев ООН на восток Украины.
Как сообщил на днях замглавы администрации президента Украины Константин Елисеев, Порошенко планирует выступить на Мюнхенской конференции с речью, посвященной европейской безопасности. Предполагается, что эту тему украинский президент подаст в контексте ситуации в Донбассе.
Представители власти не раз заявляли, что на востоке страны длится не внутренний конфликт, а внешняя агрессия и что ВСУ защищают не только украинскую территорию, но и Европу. Первая часть этого утверждения теперь закреплена в виде закона Украины «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях».
Чтобы ввести закон «о деоккупации и реинтеграции» в действие, требуется только подпись Порошенко. Вероятно, она может быть поставлена после встречи с Меркель. Официально дата и место переговоров не названы, однако Константин Елисеев в интервью телеканалу «Интер» сообщил: «Не исключаю, что уже на следующей неделе (12–19 февраля. – «НГ») состоится также контакт нашего президента с канцлером Германии Ангелой Меркель. Они обсудят, конечно, и вопросы дальнейшего привлечения Германии к урегулированию ситуации в Донбассе, обсудят новые инициативы, которые заложены в немецком коалиционном соглашении, в частности, речь идет о развертывании миротворческой операции ООН в оккупированном Донбассе». По словам Елисеева, Порошенко проведет также ряд встреч с представителями США и ЕС в Мюнхене.
Подпись президента под законом «о деоккупации и реинтеграции» теоретически может сорвать встречу глав МИД «нормандской четверки», допускают в Киеве. Накануне российский министр Сергей Лавров в эфире телеканала «Россия 1» четко обозначил позицию Москвы относительно украинского закона: «Тот, кто сделает первый шаг по слому Минских договоренностей, совершит колоссальную ошибку. Киевские власти находятся в одном шаге от этой ошибки, если они окончательно примут закон о реинтеграции, который сейчас у них прошел второе чтение (окончательно утвержден Верховной радой. – «НГ»). Посмотрим».
Украинские депутаты убрали из окончательного варианта текста закона все упоминания Минских соглашений. При этом Киев официально не отказался от выполнения Минска-1 (Минских соглашений, подписанных в сентябре 2014 года) и Минска-2 (Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, подписанного в середине февраля 2015 года). Второй документ предусматривал, что соглашения должны быть выполнены до конца 2015 года.
Отвечая на предостережение министра Лаврова, спикер украинского МИДа Марьяна Беца написала в Twitter: «Слом» Минских договоренностей – это продолжающееся невыполнение Российской Федерацией (как их стороной) своих обязательств. И продолжение агрессии». Россия, как известно, не признает своей причастности к конфликту в Донбассе и не упоминается в Минских соглашениях.
Депутат Верховной рады Дмитрий Тымчук считает, что именно путаница в понятиях (кто именно и по каким причинам противостоит ВСУ в Донбассе) не позволила выполнить Минские соглашения. В интервью изданию «Апостроф» он изложил позицию Киева: «В данном конфликте два участника – Украина и Россия как субъекты международного права. В 2014–2015 годах, пока западные партнеры не понимали природы происходящего в Донбассе, ситуация сложилась так, что Россия представила самопровозглашенные ДНР и ЛНР какими-то субъектами, хотя, по сути, это оккупационные администрации под руководством РФ. Соответственно первые и вторые Минские соглашения были подписаны с теми, кто в международном праве ничего собой не представляет, не дает никаких гарантий и не имеет никаких полномочий, грубо говоря, с привидениями... Любой подобный документ возымел бы действие, если бы действительно был подписан между настоящими участниками конфликта, то есть если бы Украина подписывала это с Россией. Но мы знаем позицию РФ: «их там нет».
Эту позицию, судя по заявлениям спецпредставителя Госдепартамента США Курта Волкера, разделяют в Вашингтоне. В последние полгода именно на российско-американских переговорах (с участием помощника президента РФ Владислава Суркова) наиболее активно обсуждались пути разрешения конфликта в Донбассе. В январе сторонам удалось найти пути к сближению позиций относительно миротворческой миссии ООН. Конкретные планы не обнародовались. Ранее противоречия сводились к формату миссии. Российская сторона настаивала на том, что миротворцы ООН должны обеспечивать защиту работающих в Донбассе гражданских наблюдателей Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Украинская сторона (и США) требовали «полноценную миссию», которая работала бы без привязки к планам ОБСЕ и была бы расположена на всей территории Донбасса, а также по линии границы с РФ. Принятый Верховной радой закон о стратегии действий в Донбассе, по мнению чиновников, продвигает украинские планы. Замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Юрий Грымчак сказал изданию «Апостроф», что раз Украина официально, на уровне закона объявила Россию «государством-агрессором», то российская сторона не сможет делегировать своих представителей в состав миротворческой миссии под эгидой ООН. «И союзники РФ по ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности. – «НГ») не могут быть в миротворческой миссии», – отметил он. Кроме того, по словам Грымчака, после утверждения нового закона украинская сторона может сослаться на 51-ю статью Устава ООН о праве на самооборону: «Определит Россию стороной конфликта, а Украину – защищающейся стороной». По мнению чиновников в Киеве, это позволило бы задействовать в ООН механизмы, лишающие Россию права вето на украинскую резолюцию.
Неизбежного обострения отношений удалось бы избежать, если бы стороны договорились о компромиссах. Политический эксперт Владимир Бойко, которого цитирует издание «Страна», написал, что это означает: «Вначале вносятся изменения в Конституцию Украины и проводится федерализация с предоставлением особого статуса оккупированным районам, потом проводятся выборы на оккупированных территориях без какого-либо контроля со стороны Украины, затем рассматривается вопрос о возможности передачи Украине контроля над границей при условии проведения конституционной реформы в Украине и «по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей». Только после этого – «выведение всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, наемников с территории Украины. Куда эта техника и вооруженные формирования будут выводиться, непонятно, ведь Россия не является стороной Минских договоренностей…»
Разные варианты компромиссов, вероятно, уже обсуждались на переговорах Волкера и Суркова. И могли бы лечь на стол «нормандской четверки». Формально встречу на полях конференции инициировал глава МИД Германии Зигмар Габриэль. Украинский министр Павел Климкин активно поддержал идею. Французскую сторону будет представлять министр Жан-Ив Ле Дриан. В начале февраля замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин сказал журналистам, что «Сергей Лавров готов к встрече, если она состоится». Но отметил, что окончательной договоренности нет.
Кроме закона о стратегии действий в Донбассе на ситуацию может повлиять подготовка Киева к утверждению закона «О национальной безопасности Украины». В январе он был утвержден на заседании Совета нацбезопасности и обороны (СНБО). Порошенко тогда заявил, что новый закон «должен привести стандарты национальной безопасности и обороны в соответствие со стандартами ЕС». Он подчеркнул, что внешнеполитическим приоритетом Украины является курс на членство в ЕС и НАТО, «что должно быть безусловной гарантией безопасности, суверенитета и территориальной целостности нашего государства». В Верховной раде утверждают, что проект закона будет зарегистрирован до конца недели, то есть когда планируется возобновить работу в «нормандском формате».
Независимая газета. 13.02.2018