Спасаясь бегством: зачем Европейскому союзу интеграция Западных Балкан
Габор Штир, руководитель отдела внешней политики газеты Magyar Nemzet (Венгрия)
Европейский союз, исходя из опыта минувших лет, решился на неожиданный шаг: на днях была определена геостратегическая цель, а именно – интеграция Западных Балкан. Замкнувшийся в себе и потрепанный кризисами Европейский союз снова смотрит в будущее, стремясь завершить объединение Европы путем присоединения шести государств: Сербии, Черногории, Албании, Македонии, Боснии и Герцеговины и Косово.
Задача непростая, если учесть степень подготовленности, этнонационализм и политические разногласия в странах региона. Однако время торопит, поскольку, если ЕС ничего не предпримет, он потерпит поражение не только в соперничестве за регион, но и потеряет шанс стать одним из геополитических полюсов меняющегося мира. Это ли является на самом деле целью Европейского союза, который в последнее время как бы не проявлял такого рода амбиций? Готова ли Европа к расширению до 2025 года? Извлекла ли она урок из опыта прошедших лет и поможет ли она в укреплении экономик государств-кандидатов в такой степени, чтобы для них интеграция действительно стала беспроигрышной? Много вопросов, от ответов на которые зависит то, станет ли Европа стабильной и сильной после интеграции Западных Балкан, обозначенной как геополитическая инвестиция.
Европейский союз переживает самый глубокий кризис за всю свою историю из-за пошатнувшейся еврозоны, из-за ригидности институциональной системы, ослабления традиционных элит, усиления евроскептицизма, Brexit, миграционного кризиса и из-за беспомощности европейской элиты в целом. Публикуется все больше и больше аналитических материалов, которые усматривают на горизонте распад. Но Европу, которая получила новый шанс благодаря тому, что «большой атлантический брат» начинает менять свой экономический курс, нельзя списывать со счетов. Об этом свидетельствуют уже начатые переговоры о реформах и осознание важности создания оборонного потенциала. Это доказывается и безусловно смелым решением об интеграции Западных Балкан.
Европейская комиссия, согбенная под бременем прежних присоединений, ранее категорически была против дальнейшего расширения, но теперь, по видимости, пытается спастись бегством. Европу заставляют меняться стремительные изменения в мире, обострившаяся конкуренция, да и вызовы, связанные с безопасностью. Нельзя забывать о войне начала 1990-х и о том, что несмотря на сегодняшнее относительное спокойствие ситуация чревата возможностями возникновения новых конфликтов. Интеграция бесспорно принесет региону стабильность и вместе с тем поможет справиться с миграционным кризисом.
Если посмотреть на карту, то интеграция региона, окруженного государствами-членами ЕС, несомненно является логическим шагом. Это однозначно укрепит конкурентоспособность Европы, невзирая на то, что для «подтягивания» новых стран потребуется много денег и работы. Нельзя забывать и о том, что в регионе за прошедшие годы весьма усилилось влияние России, Турции, Китая, а также Саудовской Аравии, что объясняется историческими и геостратегическими причинами, а также культурной близостью. Кто-то строит трубопровод, кто-то – автомобильные и железные дороги, кто-то – мечети и мосты. При этом самый крупный инвестор и торговый партнер в регионе, то есть ЕС, как бы «заснул».
Несколько рискованным определением даты присоединения ЕС однозначно дал знать, что он отнюдь не отказался от Западных Балкан. Об однозначной решимости, наряду с увеличением годовой дотации, которая до сих пор составляла 1 миллиард евро, свидетельствует и то, что после оглашения намерения ускорить расширение в регион немедленно отправился еврокомиссар Йоханнес Хан, в конце месяца Жан-Клод Юнкер совершит «круиз» по шести странам, весной за ним последует верховный представитель по иностранным делам Федерика Могерини, а в мае на саммите в Софии будет проведена встреча «ЕС – Западные Балканы».
После переговоров с двумя самыми продвинутыми странами, Сербией и Черногорией, начнутся переговоры о присоединении Албании и других стран. Путь будет сложным и ухабистым, и с учетом коррупции, преступности и состояния рыночной экономики совершенно однозначно, что до 2025 года даже два лидирующих государства не будут готовы к членству, хотя с точки зрения конкурентоспособности самыми уязвимыми станут «новички».
Еще более важным является решение этнических конфликтов, например, спор Македонии с Грецией о названии страны или напряженность между Косово и Сербией. В настоящее время трудно себе представить, что Белград признает Косово, но этот вопрос также можно разрешить. Например, несмотря на огромную разницу в подготовленности этих стран целесообразно присоединить шесть государств одновременно, чтобы уже присоединившиеся не могли позднее блокировать присоединение соседей. Но прежде и ЕС должен создать условия, приспособив свою институциональную систему для членства 33 государств. Присоединение является политическим решением, и геостратегические интересы Европейского союза должны быть превыше всего.
Осуществление крупномасштабного проекта, начерченного Юнкером, вместе с дополнительными преобразованиями предполагает, что к 2025 году Европейский союз снова будет претендовать на роль полюса в мировой политике. Для этого следует переосмыслить с учетом взаимных интересов трансатлантические отношения, нормализировать связи с Россией, найти стабильное место между этими двумя полюсами евразийского геополитического региона для Украины и Турции, которых интеграция обойдет стороной. В этом может помочь то, что государства Западных Балкан более чувствительны к стабильности восточных соседей, чем западноевропейские страны ЕС, и таким образом в рамках ЕС они расширят лагерь тех, кто предпочитает прагматический подход к вопросу. Разумеется, это расширение будет служить укреплению Европы только в том случае, если она сможет гибко управлять внутренними различиями и к тому времени окончательно не расколется надвое.
Международный дискуссионный клуб "Валдай". 12.02.2018