Худайберды Оразов: «Пока не будут решены проблемы с управлением, экономический кризис преодолеть не получится»
В конце прошлой недели в Туркменистане объявили амнистию капиталов. Как заявил вице-премьер-министр Гочмырад Мырадов «эта мера должна привлечь дополнительные финансовые средства в экономику, а также сформировать благоприятные условия для притока инвестиций в экономические зоны страны». Также, несколькими днями ранее Международный Валютный Фонд опубликовал пресс-релиз по итогам визита своих экспертов в Туркменистан, в котором «рекомендовал Туркменистану и дальше сокращать социальные выплаты и вернуть конвертацию валюты».
Прокомментировать эти два события «Хроника Туркменистана» попросила эксперта в области финансов, экс-главу Центрального банка Туркменистана Худайберды Оразова.
— Для чего правительству Туркменистана понадобилось проводить амнистию капиталов, какого рода инвестиции власти пытаются привлечь таким образом и верите ли вы в успех этого мероприятия?
— Амнистия капиталов – вполне рабочий инструмент, если уметь им правильно пользоваться. Подобные меры проводятся не только в Туркменистане, в частности, этим успешно пользуются в США, России и других странах. Однако тут важно понимать законодательную базу и механизм применения.
Для успешной амнистии капиталов необходима соответствующая прослойка населения, у которой есть, что амнистировать. В частности, бизнесменов и людей среднего и высокого достатка. В Туркменистане такие люди если и есть, то их очень мало, и вряд ли амнистия их капиталов поспособствует значительному улучшению инвестиционного климата в стране.
Мне кажется, что эта амнистия проводится скорее для узкого круга приближенных к власти людей, которые решили воспользоваться тем, что в стране пытаются проводить многочисленные экономические реформы и, таким образом, «под шумок» обезопасить свои накопления.
Что касается инвестиций, то их, по большому счету, нет, хотя власти пытаются их всячески привлекать. В Туркменистане слишком непрозрачная экономика и у потенциальных инвесторов недостаточно достоверных данных, чтобы реально оценивать риски.
Лучше, чем эта амнистия, инвестиционный климат в Туркменистане показала недавняя история с закрытием российской компании МТС.
Когда так просто могут отнять бизнес у довольно большой компании, вложившей в страну значительные средства, что ждать другим, более мелким инвесторам? Ведь именно мелкий и средний бизнес является основой любой здоровой экономики.
— Что вы думаете по поводу заявления МФВ? Что его эксперты рекомендовали правительству Туркменистана?
— Эксперты МВФ посещают многие страны, не только Туркменистан. В этом сообщении нет ни одной цифры, никаких статистических данных, поэтому я не считаю этот пресс-релиз серьезным документом
Написан он очень мягко и обтекаемо, очевидно, в МВФ не хотят портить отношения с Туркменистаном. МВФ не может требовать от Туркменистана каких-то реформ, они могут только давать рекомендации, так как Туркменистан не является его заемщиком.
Что касается рекомендаций, то, говоря о «внешнем дисбалансе» и «дефиците счета текущих операций», МВФ подразумевает, что Туркменистан все еще живет с серьезным бюджетным дефицитом, то есть тратит намного больше, чем зарабатывает. Сокращая этот разрыв, правительство и дальше будет пытаться снизить расходы и искать новые источники заработка.
МВФ также призывает снизить государственные инвестиции, к которым я бы отнес не только отмененные субсидии на пользование электричеством, газом и водой, но и строительство различных министерств и других объектов. На мой взгляд, в первую очередь экономить начнут на обычном населении, а не на строительстве. Уже сейчас повышаются цены на государственные услуги и сокращаются рабочие места. Этот тренд продолжится и в будущем.
Что касается новых источников заработка, даже если они будут найдены, вряд ли это уже поможет. Не могу сказать, что население жило особенно хорошо, даже когда цена на нефть и газ была на высоком уровне. Пусть нефть вдруг вырастет до $200 за баррель — это все равно не решит проблемы. Дело тут скорее в системном кризисе, чем в экономическом. Этот кризис просто обнажил проблемы с отсутствием квалифицированных управленцев.
Пока не будут решены проблемы с управлением, экономический кризис преодолеть не получится. Для этого нужна политическая воля, которой нет. Скорее наоборот, вместо того, чтобы решать проблемы, правительство всеми силами пытается показать внешним наблюдателям, что никаких проблем в стране нет. Я считаю, что это является одной из основных причин, почему власти не решаются пойти на изменение курса валют. Если резко увеличить курс, доходы государства в долларовом эквиваленте упадут вдвое.
Уверен, Туркменистан может выйти из кризиса, у страны есть ресурсы и довольно удачное расположение, но, как я уже сказал, для этого нужна политическая воля. Если дать бизнесу свободу, а людям — возможность заработать, другой помощи от государства, возможно, даже не потребуется. Они сами найдут, что ввозить в страну и увозить для продажи.
Подготовил Руслан Тухбатуллин
Хроника Туркменистана. 14.11.2017