В Украине есть запрос на "своего Макрона"

Татьяна Ивженко

В Украине сохраняется высокий уровень социальной и политической напряженности. Власть называет главным источником «внешнюю агрессию». Рядовые граждане видят причины сложившейся ситуации не только в войне, но и в экономической политике, в действиях власти и ее окружения. Уменьшается число людей, которые готовы были бы принять участие в акциях протеста.

Соцопрос о настроениях в обществе проводился в июле Институтом социологии НАН Украины в сотрудничестве с благотворительным фондом «Интеллектуальная перспектива». Его итоги обнародованы сейчас. Более 60% украинцев летом, в наиболее политически пассивный и социально спокойный период, определили уровень напряженности в обществе как «очень высокий» и «выше среднего».

По 10-балльной шкале (в которой показатель 10 означает, что в стране «ситуация критическая, взрывоопасная») уровень напряженности составил 6,8 балла. Оценка ситуации в политической сфере тоже в целом негативна: 57% назвали ее напряженной, 32% критической.

По данным социологов, почти 70% украинцев видят причины происходящего в боевых действиях в Донбассе. Половина опрошенных указала также экономические причины: 48% – рост безработицы, 46% – рост уровня бедности (из-за повышения тарифов и цен). Другие причины назывались реже. Примечательно, что замыкали список такие проблемы, как наплыв мигрантов и беженцев (6%), конфликты между Церквями и религиозными общинами (7%). Языковой вопрос в Украине традиционно не воспринимается населением как важная и тем более приоритетная проблема.

Но вот расслоение общества, увеличение разрыва между богатыми и бедными, вызывает недовольство 48% населения. Люди видят причины в коррупции, в неправильной политике власти. «Основную ответственность за рост напряженности общество возлагает на власть. 74% считают, что больше всего влияют на ситуацию в стране своими действиями (или бездействием) президент, правительство, Верховная рада. 52% склонны винить в этом политиков, 42% – олигархов. Около 30% связывают рост напряженности с деятельностью руководства РФ», – сказано в отчете по итогам опроса. При этом отмечается, что сепаратистов винят только 16%, криминалитет – 14%, радикалов – 11%.

Эксперты отметили разочарование действующими политическими силами и лидерами: 52% украинцев заявили, что «не доверили бы власть ни одной из существующих партий». Это объясняет, почему почти 70% граждан не верят, что новые выборы изменили бы ситуацию к лучшему.

В Украине уже не первый год прослеживается тенденция роста недоверия к политикам и партиям – при относительно стабильной негативной оценке ситуации в стране в целом. Рейтинги политических сил свидетельствуют об отсутствии явных лидеров. Обнародованные в августе-сентябре результаты соцопросов показали, что если бы выборы в Верховную раду проводились сейчас, то пятипроцентный барьер преодолели бы семь партий, но каждая – с относительно невысокими показателями. «Батькивщина» Юлии Тимошенко набрала бы 10–12%, пропрезидентская партия («Блок Петра Порошенко» – Солидарность) – 8–11%, «Оппозиционный блок» – от 7 до 11%. Далее следуют – в разном порядке по данным разных опросов – львовская «Самопомощь», Радикальная партия Олега Ляшко, новая оппозиционная партия «За жизнь» Вадима Рабиновича, партия «Гражданская позиция» экс-министра обороны Анатолия Гриценко. Радикальная партия «Свобода» и «Рух новых сил Михаила Саакашвили» приблизились к пятипроцентному барьеру.

Оппозиция регулярно призывает граждан к мирному протесту против действий власти. Команда Порошенко, в свою очередь, предостерегает, что протестные акции могут привести к внутренней дестабилизации, которая «на руку агрессору». Опрос Института социологии показал, что в Украине сейчас (по сравнению с 2014–2016 годами) снизилась вероятность массовых протестов. Настроены принимать участие в таких акциях 21%, не готовы принимать участие 56%. Авторы исследования пришли к выводу, что социальная напряженность среди малообеспеченных возникает на почве ощущения обездоленности, безнадежности из-за отсутствия элементарных материальных условий для нормальной жизни. «Политические проблемы вызывают напряженность среди более материально благополучных слоев населения», – сказано в отчете. Но именно эта часть общества наиболее критически оценивает политиков и партии, а поэтому зачастую не видит смысла менять одних на других.

Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко в интервью «Новому времени» отметил, что почти четверть украинских избирателей не видят своих кандидатов среди известных политиков. «Есть потенциальный запрос на «украинского Макрона», а вот реального претендента на эту роль пока нет», – отметил он. Поясняя, почему так случилось, политолог напомнил, что «на майданах побеждает активное меньшинство, а на выборах доминирует пассивное консервативное большинство». Представители этого большинства появятся в украинской политике, по оценке Фесенко, через пару лет.

Но уже сейчас в настроениях украинского общества социологи заметили новую тенденцию: «В оценке будущего уменьшается негативизм. У части тех, кто считает, что никакого улучшения ожидать не стоит, оценка остается высокой – 48%. Но она уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 11%. А число оптимистов, которые считают, что в ближайший год-два жизнь наладится и улучшится, понемногу увеличивается: сейчас составляет 21%, в 2016 году таковых было 16%».

Независимая газета. 26.09.2017

Читайте также: