Армения — ЕС: подготовка нового рамочного соглашения о сотрудничестве

Сергей Минасян

В конце февраля 2017 г. состоялся официальный визит президента Армении Сержа Саргсяна в Брюссель, где он встретился с высшим руководством ЕС и НАТО. Основной целью поездки было завершение переговоров между Арменией и Европейским союзом по подготовке нового рамочного договора, который должен будет заменить действующий договор о сотрудничестве, подписанный еще в 1999 г. Президент Саргсян встретился с председателем Европейского Совета Дональдом Туском, председателем Европейской Комиссии Жан-Клод Юнкером, высоким представителем ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Федерикой Могерини. В ходе этих встреч обоюдно было отмечено удовлетворение успешным завершением переговоров по подготовке рамочного соглашения. Стороны также подчеркнули важность последующих контактов по углублению политического и экономического взаимодействия, в том числе — в сфере отраслевого сотрудничества, включая программы поддержки малого и среднего бизнеса, транспорта, науки и образования, а также дальнейшей либерализации визового режима.

Согласно имеющейся бюрократической практике ЕС, уже согласованный текст рамочного документа теперь должен быть представлен для редактирования и корректировки специалистам в Ереване и Брюсселе. Вполне возможно, что уже в мае или июне 2017 г. он будет парафирован, а затем уже и подписан сторонами. Предполагается, что итоговое подписание соглашения может быть осуществлено до назначенного на ноябрь 2017 г. в Брюсселе саммита «Восточного партнерства» или же может быть приурочено к данному событию.

За последние четыре года это уже вторая попытка ЕС и Армении выйти на подписание качественно нового документа о сотрудничестве. Новый рамочный документ (он называется «Соглашение о всеобъемлющем и расширенном сотрудничестве между ЕС и Арменией») во многом включает обновленные политические и отчасти экономические составляющие Ассоциированного соглашения и Договора о свободной торговле (DCFTA) между Ереваном и Брюсселем, которые были подготовлены еще в 2013 г. Данные документы планировалось подписать на Вильнюсском саммите «Восточного партнерства», однако после известных событий сентября 2013 г. официальный Ереван принял решение вместо этого присоединиться к Таможенному (впоследствии — уже Евразийскому) союзу.

Поэтому новый рамочный договор между Арменией и ЕС уже учитывает факт членства Армении в Евразийском экономическом союзе. В частности, в планируемом соглашении отсутствует положение о вхождении Армении в зону свободной торговли с ЕС. Однако даже при этом Армения с ЕС уже имеет благоприятный формат торгово-экономического сотрудничества, являясь бенефициарием европейской схемы льготных преференций GSP+. Следует учитывать, что ЕС — крупнейший торговый партнер Армении (согласно данным за 2015 г., на ЕС пришлось 29,9% экспорта и 24% импорта Армении), а также донором, только за период с 2014 по 2017 гг. предоставившим Армении до 170 млн евро финансово-экономической помощи.

Как представляется, одним из важнейших приоритетов для официального Еревана в экономической части подготавливаемого рамочного соглашения должно стать формирование благоприятных правовых и технических условий для увеличения объема европейских инвестиций в экономику Армении. Вместе с тем ни одно из положений подготавливаемого документа о сотрудничестве с ЕС не входит в противоречие с обязательствами, имеющимися у Армении в рамках ее членства в Евразийском экономическом союзе.

Тем не менее не стоит чрезмерно преувеличивать значимость экономического фактора в перспективах сотрудничества Армении и ЕС. Пример соседней Грузии показывает, что даже после вступления в силу положений о зоне свободной торговли с ЕС и Соглашения об ассоциации, экономическое сотрудничество ряда стран «Восточного партнерства» с ЕС пока дает хотя и положительный, но сравнительно небольшой эффект. Для справедливости надо также признать увеличивающийся в 2016 г. объем европейских инвестиций в грузинскую экономику, а низкий уровень прямых иностранных инвестиций за последние годы — сейчас чуть ли не главная проблема армянской экономики.

В политической сфере новый документ традиционно предусматривает детализацию на сотрудничестве сторон в сфере прав человека, содействие ЕС демократическим реформам в Армении, свободе слова и верховенству закона. Наряду с этим, кроме общих и формальных положений, новый документ не будет касаться идеологически и геополитически чувствительных сфер, особенно вокруг внешней политики, обороны и безопасности, которые могут войти в противоречие с имеющимися обязательствами Армении уже в рамках ОДКБ или же двусторонними союзническими отношениями между Ереваном и Москвой. Данное обстоятельство имеет особое значение с учетом резко обострившихся после начала украинского кризиса отношений России с Западом, в том числе — с Европейским союзом. Очевидно, что в сложившихся геополитических реалиях Ереван вряд ли хотел бы оказаться на линии противостояния между Москвой и Брюсселем.

Традиционно, еще с первых дней независимости, Армения в своих взаимоотношениях с ведущими мировыми акторами пыталась совмещать их интересы в реализации своей собственной внешней политики. Ереван не стремился играть на их противоречиях, как, например, пытались делать некоторые другие постсоветские страны, стараясь получить определенные дивиденды на противоборстве России и стран Запада, а также в интеграционных блоках с их участием. Наоборот, по мере своих возможностей Армения всегда пыталась стимулировать их сотрудничество, в том числе в региональном измерении. Именно поэтому в восприятии армянской стороны новое рамочное соглашение с ЕС, как отметил президент Серж Саргсян в своем интервью информационному агентству Euronews, имеет целью дополнить взаимоотношения Армении с ЕАЭС и «собственным примером показать, что сотрудничество между ними возможно».

Впрочем, следует напомнить, что и в 2013 г. Армения, готовясь к подписанию Ассоциированного соглашения и присоединения к зоне свободной торговли с ЕС, также не ставила своей целью втягиваться в возможное геополитическое противоборство между ее основным военно-политическим союзником — Россией — и ключевым партнером в политической и экономической областях — Европейским союзом. Ереван тогда надеялся, что вполне возможно совместить фундаментальное военно-силовое партнерство с Россией с перспективами экономического и политически нейтрального сотрудничества с ЕС (не содержащего элементов геополитического и тем более — «цивилизационного» выбора). Однако, как известно, в 2013 г. попытка «усидеть одновременно на двух стульях» у Еревана не получилась, а подготавливаемые документы об Ассоциированном партнерстве и зоне свободной торговли между Арменией и ЕС стали, фактически, первыми «жертвами» тогда еще только разворачивающегося украинского кризиса и жесткого противостояния России с Западом.

Учитывая негативный опыт 2013 г., нынешнее рамочное соглашение Армении с ЕС выглядит политически менее амбициозным и намного более техническим. Несмотря на сохраняющиеся в Армении и за ее пределами сомнения, что его может постигнуть судьба предыдущего документа, тем не менее в настоящее время представляется, что перспективы подписания нового соглашения достаточно оптимистические. В первую очередь — ввиду качественно иной геополитической конъюнктуры на постсоветском пространстве по сравнению с ситуацией 2013–2014 гг. и проявленной Брюсселем гибкости и учета новых обязательств Армении после ее присоединения к Евразийскому союзу. Очевидно, что в настоящее время приоритетность не только Армении и Закавказья, но и всего постсоветского пространства в политических подходах Брюсселя значительно снизилась на фоне институционального кризиса ЕС, Brexit, экономических и миграционных проблем, имеющихся у Брюсселя, а также негативных последствий украинского кризиса и затратного противостояния с Россией.

Аналогичным образом, снизились беспокойство Москвы относительно того, что создание новых правовых и политических рамок взаимодействия между Арменией и ЕС может сказаться на военно-стратегических позициях России в Закавказье. Сохраняя и углубляя военно-политическое сотрудничество с Россией на двустороннем и многостороннем уровнях, Армения также уже является полноправным и активным членом ЕАЭС. При этом армянская экономика стала чувствовать на себе определенный положительный эффект от членства в ЕАЭС, в том числе — существенно нарастив экспорт в Россию и другие страны Евразийского экономического союза, при этом не потеряв на остальных внешних рынках. Однако самое важное обстоятельство заключается в том, что успешное подписание нового рамочного соглашения ЕС с Арменией — активным членом ЕАЭС и военно-политическим союзником России — может символизировать достаточно редкий для нынешнего напряженного этапа политического противостояния между Москвой и Брюсселем пример положительного взаимодействия между этими двумя интеграционными объединениями.

РСМД. 10.03.2017

Читайте также: