Поставить на поток: использует ли Минск новый шанс разрешить нефтегазовый спор с Москвой

Владимир Сергеев (Минск), Илья Оганджанов

С 12 марта РЖД увеличивает до 50% скидки на перевозку нефтепродуктов c белорусских НПЗ в порты Санкт-Петербурга. Этот транзитный «бонус» — не только предложение соседнему государству переориентировать свои транспортные потоки с Прибалтики на Россию, но и способ урегулировать давние нефтегазовые противоречия. О том, что может помешать Минску изменить маршрут доставки сырья в Западную Европу, — в материале RT.

Смена транзитного вектора

Компания «Российские железные дороги» опубликовала на своем сайте сообщение об увеличении с 25% до 50% скидки на перевозку нефтепродуктов в цистернах со станций Барбаров и Новополоцк Белорусской железной дороги в направлении припортовых станций северо-запада РФ (Усть-Луга и Приморск). Как пояснили RT в пресс-службе РЖД, скидка для Белоруссии была увеличена в целях «привлечения дополнительных объемов грузов на железнодорожный транспорт».

Россия давно старается перевести поток экспорта белорусских нефтепродуктов в свои порты. Сейчас практически весь транзит белорусских нефтепродуктов в Европу идет через порты Литвы и Латвии — они ближе. Для Латвии Белоруссия — второй по значимости транзитный партнер после РФ. Белорусские грузы составляют 17% от общего грузооборота транспортной системы страны. Для Литвы Белоруссия и вовсе первый партнер: доля грузопотока из этой страны в общей структуре перевалки через Клайпедский порт составляет 40% и постоянно растет.

Российской стороне интересен белорусский транзит — снижение тарифов может стать стимулом для перевода белорусского бензина и дизтоплива из прибалтийских гаваней в порты России.

Первое снижение тарифов (на 25%) произошло в октябре 2016 года, но не дало ожидаемого эффекта. И уже в декабре президент РЖД Олег Белозеров заявил: «У нас была скидка 25% по белорусскому направлению дана по переключению грузов в порты Российской Федерации, на северо-запад. Если потребуется, мы дадим дополнительные скидки, чтобы грузы ехали по железной дороге не в Прибалтику, а на северо-запад, за счет того, что у нас есть такая экономика».

Ищите выгоду

Интриги добавляет тот факт, что Александр Лукашенко еще в 2012 году, встречаясь в Минске с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко, заявил, что готов перенаправить грузопотоки белорусского экспорта из портов Литвы (Клайпеда) и Латвии (Вентспилс) в порты Ленинградской области. Однако этого не произошло: прежняя логистика была выгодна белорусам, да и прибалты постоянно идут навстречу белорусским экспортерам.

Сегодня Латвия старается нарастить белорусский грузопоток в порты Риги и Вентспилса: в Рижском порту готовы модернизировать и расширить имеющиеся перевалочные мощности специально для белорусских нефтепродуктов. В свою очередь, госпредприятие «Белорусская нефтяная компания» планирует приобрести собственный терминал для перевалки жидких грузов в Рижском свободном порту.

Также недавно в Минске было открыто постоянное представительство Латвийской железной дороги. В 2016 году по железной дороге из Белоруссии в Латвию было перевезено 15,6 млн тонн грузов (в том числе 5,4 млн тонн нефтепродуктов).

Газ ни при чем

По мнению аналитиков, не стоит увязывать смену транзитного вектора с ценой на газ.

То, что российский газ не станет предметом для шантажа, наглядно продемонстрировал обмен репликами между премьер-министрами Белоруссии и России на заседании Евразийского межправительственного совета 7 марта в Бишкеке.

Глава белорусского кабмина Андрей Кобяков выразил озабоченность тем, что многие проблемы в нефтегазовой сфере до сих пор не урегулированы с российской стороной, ряд двусторонних и многосторонних договоренностей по условиям поставок энергоносителей не соблюдаются, а евразийская экономическая комиссия бездействует.

В ответном слове премьер-министр России Дмитрий Медведев призвал партнеров по ЕАЭС не «упражняться в подсчетах» цен на российский газ. А также отметил, что ни один участник Евразийского экономического союза не должен «пытаться совершать размен за общий счет».

В спор премьеров заочно вмешался президент Белоруссии Александр Лукашенко.

«Медведев должен понимать, что если мы будем платить, как в Европе, то кое за что ему тоже придется заплатить. И цена будет неимоверно выше, нежели цена на природный газ. Мне казалось, и я думаю до сих пор, и, наверное, подавляющее большинство русских людей и россиян думают и понимают, что наши отношения с Россией — это не бухгалтерия. Бухгалтерия здесь и цена на природный газ, который не принадлежит Медведеву, не должна лежать в основе наших отношений», — подчеркнул белорусский лидер на совещании, посвященном актуальным вопросам развития страны.

Долг без платежа

С 1 января нынешнего года российский природный газ для Белоруссии подорожал на 6,81%, до $141,1 за 1 тыс. куб. м.

Напомним, что с весны прошлого года официальный Минск, ссылаясь на устные политические договоренности, начал платить за потребляемый российский газ не $132 за тысячу кубометров, а так называемую справедливую цену в $73.

Обосновывалось это необходимостью соблюдения равнодоходных цен на энергоносители внутри Союзного государства России и Белоруссии. Однако «Газпром» с таким подходом не согласился. В результате Белоруссия накопила долг в $550 млн, из-за которого со второй половины 2016 года Россия все больше сокращает поставки в страну беспошлинной нефти.

Надо отметить, что цена на газ для Белоруссии даже после подорожания остается ниже среднеевропейской и средневзвешенной для СНГ. Для сравнения: по словам замглавы «Газпрома» Александра Медведева, средняя цена экспорта в Европу в 2017 году вырастет до $180-190 за 1 тыс. куб. м (в 2016 году было $167), а «средневзвешенная цена поставок в страны СНГ и Балтии в 2016 году составила $152 за 1 тыс. куб. м».

Министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что достижение договоренности о новых условиях поставок российских нефти и газа в Белоруссию возможно при условии полного погашения Минском долга.

По словам вице-премьера России Аркадия Дворковича, эти деньги должны были пойти в бюджет в виде налога на прибыль или дивидендов «Газпрома».

«Это потери бюджета прямые, это потери акционеров «Газпрома». Мы не можем на это не обращать внимания, поэтому частично компенсируем это за счет недопоставок нефти», — заявил Дворкович.

Со второй половины 2016 года, в ответ на неуплату Белоруссией полной стоимости газа, российское правительство сократило поставки беспошлинной нефти. Первоначально Россия собиралась поставить на белорусские НПЗ за год 23 млн тонн нефти, однако по итогам года импорт нефти сократился на 20,8%. Это резко ударило по белорусскому бюджету, так как экспорт нефтепродуктов, выработанных из российской нефти, — одна из основных доходных статей бюджета страны.

Осенью 2016 года Минск и Москва почти договорились о снижении для Белоруссии цены на газ и компенсации потерь «Газпрому» из российского бюджета. Но Белоруссия пошла на принцип и не погасила газовый долг, из-за чего переговоры снова зашли в тупик. Не исключено, что возможный путь выхода из этого кризиса — как раз перенаправление Белоруссией своего экспорта из портов Литвы и Латвии в Ленинградскую область. Но это серьезное политическое решение для Минска.

RT. 10.03.2017

Читайте также: