Зураб Абашидзе: Незначительный инцидент может привести к большой беде
Сегодня в Праге состоится очередной раунд российско-грузинских переговоров по нормализации межгосударственных отношений. По традиции российскую сторону представляет заместитель министра иностранных дел Григорий Карасин, грузинскую – спецпредставитель премьер-министра Зураб Абашидзе. Накануне встречи находящийся в Праге Зураб Абашидзе ответил на вопросы обозревателя «Независимой газеты» Юрия Симоняна.
– Переговоры пройдут на фоне определенного повышения напряженности: в Цхинвали местный суд приговорил жителя приконфликтной зоны Гиоргия Гиунашвили к 20 годам, обвинив его в «незаконном пересечении границы», а также в «участии в контролируемом грузинскими спецслужбами незаконном вооруженном формировании». Будет ли обсуждаться эта тема на встрече с Григорием Карасиным?
– Несмотря на то что вопросы подобного рода являются прерогативой «женевского формата» переговоров по превенции напряженности в регионе, я его затрону. Прежде всего исходя из соображений по региональной безопасности. Аресты людей за нарушение так называемой границы, которая по нашему законодательству считается оккупационной линией, происходят очень часто. Два дня назад, например, опять были арестованы наши граждане. До этого взяли двух женщин, их отпустили уже. Все это очень опасно. Из маленького инцидента может вспыхнуть большой, такой, что трудно будет остановить. Я постоянно обращаю внимание наших российских коллег на подобное: прекратите это опасное дело, вы знаете, что такое Южный Кавказ и насколько хрупка там стабильность, нельзя так! Но, к сожалению, тенденция не меняется. Как и многое другое.
– На днях Грузия получила долгожданный безвизовый режим с ЕС. Мелькнуло сообщение, что одним из условий этого ЕС называл нормализацию отношений Тбилиси с Москвой.
– Неверно. Условия как такового со стороны ЕС не было. Была рекомендация вести диалог, быть в контакте, иметь коммуникацию. Это нам и сейчас рекомендуют наши западные партнеры. Когда мы подписывали ассоциированное соглашение с ЕС, у российской стороны возникли вопросы разного плана. Как это повлияет на экспорт-импорт? Не будут ли проникать через Грузию на российский рынок дешевые европейские товары и т.п. Словом, вопросы были. Тогда мы организовали встречи экспертов-экономистов здесь же, в Праге. Они оказались успешными – в режиме обмена мнениями многие вопросы были устранены. Я думаю, решение о встрече экспертов было позитивным, правильным. А так можно сказать, что российско-грузинский диалог положительно влияет на реализацию европейско-грузинского проекта.
– Складывается впечатление, что постепенно актуализируются вопросы коммуникации между РФ и Грузией. Речь о восстановлении железнодорожного сообщения через Абхазию и завершении строительства так называемой Аваро-Кахетинской автомагистрали, российская часть которой готова.
– Вопрос о восстановлении железнодорожного сообщения через Абхазию в нашем формате не рассматривается. Он связан с самой сложной проблемой в российско-грузинских взаимоотношениях – с нерешенным конфликтом. В данном случае конфликтом в Абхазии.
– Аваро-Кахетинская магистраль?
– Тоже нет.
– Из Москвы время от времени звучат заявления о готовности отменить визовый режим для граждан Грузии. Но он продолжает оставаться. Есть ли какие-то определенные условия со стороны РФ для его отмены?
– То, что можно было сделать с нашей стороны, мы уже сделали. Мы отменили визовые ограничения для граждан России. Они могут находиться в Грузии без виз в течение года. Мы и для граждан других стран на это пошли. Подобные действия способствовали увеличению количества туристов. Например, в прошлом году у нас побывало до 1 миллиона туристов из Российской Федерации, и это рекордный показатель. В свою очередь, Россия упростила визовый режим для граждан Грузии, что сказалось на количестве выдаваемых виз, оно увеличилось. Мы слышали заявление президента РФ о возможности отмены визового режима. Если Россия пойдет дальше в плане упрощения или снятия визового режима, мы будем считать это правильным решением, достойным приветствия. Но навязывать свою волю мы не можем никак. Визовый вопрос – прерогатива российской стороны. Если прозвучат новые предложения на этот счет, то мы выслушаем, обсудим.
– В ряде СМИ мелькнула информация о том, что восстановление дипломатических отношений между Россией и Грузией понемногу становится реальностью. Так ли это?
– Нет. Никаких новостей в этом плане нет. Наш принцип остается прежним: пока остается нарушенной территориальная целостность Грузии, вопрос восстановления дипотношений на повестке дня стоять не будет. Но если начнется процесс урегулирования проблем, связанных с Абхазией и Южной Осетией, если будет достигнут существенный прогресс, то на каком-то этапе вопрос восстановления дипломатических отношений может быть включен в повестку дня. Но не сейчас.
Независимая газета. 07.02.2017