Украина ждет, что скажет Трамп

Татьяна Ивженко

Украина, получившая 1 февраля на месяц председательство в Совбезе ООН, на сегодня созвала открытое заседание по ситуации в Донбассе. В последний день января состоялось закрытое обсуждение, связанное с бедственным положением Авдеевки. Украинская делегация снова попыталась убедить членов Совбеза ООН в том, что речь идет о «российской вооруженной агрессии». Но при этом Киев отказался от идеи созвать внеочередное заседание Верховной рады. Хотя некоторые депутаты выражали готовность проголосовать за формальное признание, что против Украины ведется война.

С инициативой экстренно провести заседание парламента выступили несколько депутатов от разных фракций. Они говорили о принятии законопроектов, предлагающих главе государства отменить антитеррористическую операцию, ввести военное положение в Донбассе. Это, по мнению инициаторов, позволило бы по-новому начать разговор с союзниками Украины на Западе: переформатировать переговорные площадки, разработать «комплекс мер по принуждению российской стороны к признанию РФ участницей конфликта в Донбассе». И начать с чистого листа разговор об урегулировании – не с ДНР и ЛНР, а с Россией.

Но исполнительная власть в Украине решила не делать резких движений. Премьер-министр Владимир Гройсман отметил: «Я не вижу сегодня необходимости, чтобы Верховная рада принимала какие-то отдельные решения по ситуации… Не нужно здесь все политизировать. Парламент всегда сплоченно принимает решения, касающиеся военной тематики и всех необходимых законов, обеспечивающих повышение нашей обороноспособности. Сегодня нет ни одного решения, которое нам нужно принять на уровне парламента, чтобы более эффективно решать эту проблему».

31 января Гройсман прибыл в Авдеевку, провел совещание с руководством военно-гражданской администрации Донецкой области, проследил за развертыванием лагерей по оказанию помощи жителям. В городе, где тепло в дома подается по минимуму, электричества нет, а вода привозится в аварийном режиме, появились пункты обогрева и полевые кухни. В Авдеевку направились отряды спасателей, полицейские силы, дополнительные врачебные бригады. В крупных городах Украины открылись пункты сбора гуманитарной помощи. Вчера утром в санаторий Святогорска вывезли около 100 детей. Транспорт для эвакуации всех жителей города дежурил на въезде в Авдеевку, но к моменту сдачи номера в печать решения не было, уезжали только те, кто изъявил желание.

По факту первых трех дней обстрелов Авдеевки украинская сторона открыла пять десятков уголовных производств по статье Уголовного кодекса «Террористический акт». По данным Киева, за это время были ранены шесть мирных жителей. Повреждены 36 зданий. Погибли семь военнослужащих ВСУ. Вчера на майдане Независимости в Киеве состоялась церемония прощания, участие в которой приняли несколько сотен человек. Они встали на колени, когда по площади несли гробы с телами погибших военных.

Вчера в украинских новостях сообщили о еще двух погибших бойцах. Днем появилась информация о том, что ситуация в Авдеевке несколько стабилизировалась, постоянные обстрелы прекратились. Однако к вечеру министр внутренних дел Арсен Аваков и губернатор Донецкой области Павел Жебривский сообщили в соцсети о том, что одна из ремонтных бригад попала под очередной обстрел со стороны ДНР.

В это время правительство проводило заседание, посвященное ситуации в Авдеевке. Владимир Гройсман, вернувшись в Киев, начал с оценки: «Ситуация сложная, но контролируемая. Паники в городе нет». Выступавший на заседании вице-премьер, министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко сообщил, что центральная украинская власть разработала действия на случай разных сценариев развития ситуации. По его словам, аварийные бригады готовы были в любой момент приступить к работе по восстановлению инфраструктуры. Для этого требовалось соблюдение режима тишины. По данным военных, огонь по городу не прекратился. Вчера украинская сторона сообщила, что на рассвете Авдеевка снова подверглась обстрелу из «Градов». Зубко на заседании правительства сообщил о еще одной проблеме: «29–31 января выпущено большое количество снарядов, из которых около 30% не разорвались – требуется разминирование». Но саперы не могли приступить к работе из-за обстрелов.

Мониторинговая миссия ОБСЕ сообщила, что в среду «в результате боевых действий была обесточена Верхнекальмиусская фильтровальная станция... Подача воды в Донецк и в Червоногвардейский район Макеевки остановлена полностью».

Вчера договориться о режиме тишины пытались на заседании контактной группы по урегулированию в Минске. Бывший член украинской делегации в политической подгруппе Роман Бессмертный спрогнозировал, что на переговорах в очередной раз «столкнутся две позиции». Первая – позиция России, которая обвиняет Украину в невыполнении Минских соглашений. «Вторая позиция (украинская) будет базироваться на том, что боевики из запрещенных Минскими соглашениями видов вооружений ведут обстрелы украинских территорий… При таких стартовых позициях говорить о том, что удастся стабилизировать ситуацию... Я в это не верю», – отметил он.

Делегация ДНР, направляясь в Минск, сообщила местным журналистам, что внесет в повестку дня не только тактический вопрос прекращения активных боевых действий, но и стратегическое требование выполнить политические пункты Минских соглашений. Под этим в республиках понимают признание Киевом ДНР и ЛНР, официальное предоставление региону особого статуса и согласие на проведение выборов местных органов власти в том формате, который позволит республикам завершить формирование своей системы.

Глава ДНР Александр Захарченко, комментируя последние события, сказал во вторник: «Украина начала боевые действия только потому, что Россия и Америка начали предпринимать попытки нахождения точек соприкосновения. И понимая, что Украине ничего не светит, Порошенко отдал приказ начать атаку Донецкой народной республики». По словам Захарченко, силы ДНР не собирались уступать ВСУ: «Враг не пройдет». Эта фраза свидетельствует о настрое республик и о призрачности перспективы договора о компромиссах.

Украинская сторона вообще не рассматривает Донецк и Луганск как своих визави. В заявлениях Киева упоминается исключительно Россия. Петр Порошенко, предваряя месяц председательства Украины в Совбезе ООН, подчеркнул: «В ООН и дальше будем использовать каждую возможность для защиты Украины от российской вооруженной агрессии». Особые надежды Киев возлагает на сегодняшнее открытое заседание Совета Безопасности. Больше всего споров вызывал вопрос, как ситуацию в Авдеевке прокомментирует американская делегация.

Масла в этот огонь подлило обнародованное вчера заявление Дмитрия Пескова, пресс-секретаря российского президента, о том, что обострение ситуации в Авдеевке является поводом для «скорейшего возобновления диалога и сотрудничества между Россией и Америкой, в том числе в интересах развязки украинского кризиса». Общаясь с журналистами, Песков, по сообщению агентства «Интерфакс-Украина», сказал, что ситуация в Украине в ходе телефонного разговора президентов РФ и США Владимира Путина и Дональда Трампа предметно не обсуждалась: «Акцентировалась необходимость скорейшего урегулирования украинского кризиса».

На этом фоне в Украине активизировались радикалы, недовольные тем, что власть не воспользовалась ситуацией в Авдеевке, чтобы назвать войну войной. По их мнению, Киев подыграл российскому руководству, которое настаивает на том, что ситуация в Донбассе – внутренний конфликт.

Политический эксперт Тарас Чорновил сказал «НГ», что украинская власть действует в рамках, которые от нее не зависят. «Есть «минский формат» переговоров, «нормандский формат» – ничего другого нет. Пусть решить проблему в рамках этих форматов не удается, но можно хотя бы удерживать ситуацию от эскалации», – отметил он.

Эксперт считает, что для Украины главное – донести свою позицию до администрации Трампа, от которой могут зависеть и будущий формат, и тональность переговоров о конфликте в Донбассе. В такой ситуации радикально настроенные депутаты Рады могли бы только навредить своими инициативами, полагает Чорновил: «Дипломаты работают ежедневно и ежечасно. Не нужно им мешать. А если уж говорить о Верховной раде, то единства там нет: одни хотели бы отгородиться от Донбасса бетонной стеной и забыть о части территории Украины, другие призывают идти в атаку и отвоевывать свое (но вопрос – пошлют ли они своих детей на эту войну), третьи не прочь выполнить условия России и принять ДНР и ЛНР. Учитывая это, необходимо ли было проводить экстренное заседание парламента? Думаю, нет». Один из депутатов, поддержавших инициативу о внеочередном заседании Верховной рады, Игорь Луценко от партии «Батькивщина» Юлии Тимошенко прокомментировал ситуацию в блоге: «Проблема с войной – в Киеве. АТО надо проводить здесь».

Независимая газета. 02.02.2017

Читайте также: