Сербский поезд в косовском тупике
Евгений Ляпин
В начале 2017-го года тема Косово после долгого перерыва вернулась в поле внимания ведущих европейских СМИ. Поводом стала попытка возобновить железнодорожное сообщение между Белградом и Митровицей – центром общины косовских сербов. Данное событие имело бы весьма скромное значение, однако оно сразу получило вид политического троллинга. В условиях традиционной балканской нервозности это быстро привело к разговорам о возможности нового вооруженного конфликта.
Действительно, белградский поезд лишь в последнюю очередь можно рассматривать как транспортную единицу. Он состоял всего из двух вагонов, а пассажирами в большинстве своем являлись сербские журналисты, политики и общественные деятели, включая лидера ультраправого движения «1389» Мишу Васича и заместителя директора правительственной Канцелярии по Косово и Метохии Душана Козарева. Оформление поезда не оставляло ни одного шанса на то, что косовские власти позволят ему пересечь границу. Вагоны были выкрашены в цвета национального сербского флага и покрыты надписями «Косово – это Сербия» на 21 языке (включая албанский). Интерьеры представляли собою выставку репродукций древних фресок из православных монастырей на территории Косово. «Поезд, отправленный из Белграда в Косово с надписью «Косово — это Сербия», имеет такое же отношение к миру и свободе общения, как и ракета с надписью «За мир!» или беспилотник с плакатом «Великая Албания», который оказался в прошлом году на белградском стадионе»,— иронизирует известный балканский политолог Андрей Николаидис.
Реакция албанской стороны была предсказуемо острой. «Мы уважаем свободу передвижения людей и товаров, но поезд, покрытый националистическими лозунгами, которые нарушают нашу конституцию и законы, является для нас полностью неприемлемым», - написал на своей странице в Facebook’е президент Косово Хашим Тачи. В свою очередь, премьер-министр Сербии Александр Вучич обвинил косовские власти в подготовке силовой атаки на поезд (в том числе, минировании железнодорожных путей). Согласно приведенной им информации, к границе было переброшено спецподразделение полиции в сопровождении 17-ти бронемашин «с целью спровоцировать конфликт». Причем, как подчеркнул Вучич, данная операция не была согласована с силами НАТО. В итоге, «чтобы сохранить свободу и жизни, а также, чтобы избежать конфликта и показать всем наше миролюбие» премьер-министр распорядился остановить поезд в сербском пограничном пункте Рашка и вернуть его обратно в Белград. Официальная Приштина отвергла обвинения в минировании. Но вместе с тем премьер Иса Мустафа недвусмысленно дал понять, что Косово не позволило бы этому поезду проследовать по своей территории.
Вероятно, в обычных обстоятельствах на этом конфликт был бы исчерпан, однако в Сербии ему поспешили придать милитаристский оттенок. В то время, пока поезд еще двигался в направлении Митровицы, в Генеральном штабе было проведено экстренное заседание Совета национальной безопасности с участием президента страны Томислава Николича, премьер-министра Вучича и руководителей силовых ведомств. По его окончании Николич сделал, пожалуй, самое резонансное заявление данного кризиса, допустив возможность отправки армейских частей для защиты сербских граждан в Косово: «Мы все, а не только войска, пойдем защищать сербов от потенциальных убийств. И я пойду, мне это делать не впервой». Таким образом, статус конфликта был переключен с локального железнодорожного инцидента на сигнал к священному походу на защиту сербского национального очага.
Ответ албанских политиков не уступал по степени нервозности. Пандели Майко, премьер-министр Албании времен войны в Косово написал в Facebook’е, что давно не слышал подобных заявлений от сербских политиков, добавив: «Объявление войны еще не делает тебя храбрецом. Война – это действия, а не декларации». Иса Мустафа заверил, что «косовские сербы являются равноправными гражданами нашей республики» и «они не нуждаются в защите Белграда, поскольку им ничего не угрожает». Наиболее жестко отреагировал президент Хашим Тачи. По его словам, провокация с поездом изначально задумывалась как благовидный предлог, который позволил бы Сербии ввести войска в Митровицу, а затем и аннексировать прилегающие к ней территории «по крымскому сценарию».
Эти события стали серьезным вызовом для европейской дипломатии. Европейский комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан, комментируя выступление Николича, посоветовал «смотреть вперед» и «не ставить диалог под сомнение». Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини выразила «крайнюю обеспокоенность ситуацией» и призвала обе стороны сдерживать свои действия и риторику.
Однако Николич, похоже, не намерен сдавать назад в этом вопросе. В интервью сербскому изданию «Курир» он не стеснялся в выражениях: «Если Йоханнес Хан говорит, что я не смотрю в будущее и будущее Сербии - независимое Косово, то нам не о чем разговаривать. Тогда он мошенник и все, что делает ЕС это обман». Обещания направить в Митровицу армейский контингент также не сняты с повестки дня: «Мы не бряцаем оружием, просто перебросим войска на эту территорию, если под угрозой окажется сербский народ в Косово и Метохии. <…> Сербских детей я бы защитил от всего, а себя мне не жалко. Если нападут на сербов и начнется исход и убийства, будет ли Сербия молчать? Я не буду президентом такой Сербии».
Европейские аналитики серьезно озадачены выяснением причин столь жесткой политики Белграда, который в последние годы довольно успешно двигался по пути диалога Приштиной (в этом усматривают заслугу проевропейского премьера Вучича). Берлинская Die Tageszeitung полагает, что «намеренная провокация» с поездом была продиктована желанием сербского правительства оказать давление на Европу в деле экстрадиции из Франции бывшего премьера Косово Рамуша Харадиная – кровавого преступника для сербов и национального героя для албанцев.
Однако большинство экспертов считают, что приграничный кризис следует воспринимать в контексте сербской внутренней политики. На апрель запланированы очередные президентские выборы. Часть сербского электората традиционно отзывчива к националистической демагогии. Тема сохранения Косово – хотя на символическом уровне – в составе Сербии и солидарности с проживающими там соплеменниками остается одной из ключевых. Радикальные политики, прежде всего, Воислав Шешель активно играют на этом поле. Правый популизм вместе с национально-религиозной экзальтацией могут принести ему высокий результат на предстоящих выборах – особенно на фоне разочарования сербского общества от скромных результатов политики сближения с Брюсселем. Поэтому для правящей партии важно перехватить у радикалов инициативу в борьбе за симпатии националистов. Согласно декабрьскому исследованию, проведенному организацией «Agencija Faktor Plus» в случае, если от Сербской прогрессивной партии (СПП) будет баллотироваться Николич, он сможет набрать 32% голосов при 17% у Воислава Шешеля и 19% у бывшего министра иностранных дел Вука Еремича. Александра Вучича в качестве президента готовы были поддержать 52% опрошенных. При наличии его кандидатуры в списках Шешель набрал бы 14% голосов, а Еремич только 12.
Вместе с тем, сербский политикум и общественное мнение неоднозначно восприняли историю с поездом и последовавшие за ней заявления. Руководитель Центра регионализма Александр Попов обращает внимание на то, что обычные автобусы курсируют из Сербии в Митровицу без каких-либо проблем и считает акцию с «промо-поездом» неуместной бравадой. Тем более что в Косово вполне благополучно ходят поезда из сербского Кралево (в том числе, и в день конфликта). Слова Томислава Николича вызвали серьезную критику – в том числе, и среди членов правительства. Так, вице-премьер Зорана Михайлович высказала пожелания, что сербские политики не будут использовать косовских сербов в своих политических компаниях, и осудила силовые сценарии решения конфликта: «Уверена, что и сам президент хорошо знает, почему наших войск нет в Косово». В Либерально-демократической партии Сербии сочли выступления главы государства началом необъявленной избирательной кампании, которая не содержит ничего, кроме национализма. «Будущее сербов и албанцев в Европейском союзе, а не в новых окопах», - уверены в ЛДПС. По мнению лидера оппозиционной Демократической партии Драгана Сутановича, «поджигательские заявления» Николича лишь создают новые угрозы для сербского меньшинства в Косово. Популярный еженедельник либеральной направленности «Блиц» 17 января вышел с обложкой, на которой было напечатано: «Президент, Вы идите на войну, а нас оставьте в покое».
Эта реакция показывает, что пытаясь привлечь радикально настроенный электорат, СПП рискует лишиться поддержки умеренных и прозападных избирателей. Кроме того, «в условиях наличия сербского меньшинства в Косово и албанского меньшинства на юге Сербии подобная игра с огнем может легко выйти из-под контроля», - напоминает Die Tageszeitung.
Политком.RU. 19.01.2017