Ваше слиятельство: почему в Молдавии заговорили об объединении с Румынией
Игорь Кармазин
Президент Молдавии Майя Санду поддержала идею проведения референдума и присоединение страны к Румынии. Представители оппозиции заявили, что она сдает государство, которое по закону должна беречь. «Известия» разбирались в ситуации.
Опросы преткновения
Президент Молдавии Майя Санду заявила, что поддерживает объединение страны с Румынией. По ее словам, на соответствующем референдуме она проголосовала бы «за». «Посмотрите, что сегодня происходит вокруг Молдовы и в мире. Малой стране сложно выживать как демократическому и суверенному государству», — отметила она.
Санду при этом признала, что большинство молдаван против этой идеи, поэтому Кишинев сосредоточен на вступлении в Евросоюз. «Я понимаю, исходя из опросов, что сейчас нет большинства населения, которое выступало бы за объединение. Зато многие поддерживают путь в ЕС. Эта цель вполне реалистична», — подчеркнула она.
В молдавской оппозиции отметили, что Санду нарушает Конституцию страны. В основном законе сказано, что президент обязан защищать суверенитет, а не упразднять его. В документе также подчеркивается нейтральный статус Молдавии, а Санду таким образом готова отказаться от него в пользу государства — члена НАТО.
Кроме того, в 2023 году в стране приняли закон о сепаратизме. В нем говорится, что за создание угрозы безопасности Молдавии грозит до 20 лет лишения свободы, за заговор против государства — до семи лет. В правящей партии в тот момент объясняли, что документ нужен из-за конфликта на Украине и якобы угроз со стороны России. В оппозиции говорят, что теперь Санду саму следует привлечь по указанным статьям.
Измена и обман
Бывший президент Игорь Додон объяснил, что Майя Санду хочет остаться в истории последним президентом независимой Молдавии, а также рассчитывает возглавить объединенное государство. «Она проголосует за слияние двух стран не ради идеала, а из эгоистичной любви к самой себе. И с мыслью о собственном будущем», — подчеркнул он.
Партия социалистов выпустила специальное заявление, в котором говорится, что Санду совершила акт политического предательства. «Мы требуем от Генпрокуратуры, Службы информации и безопасности и всех компетентных органов незамедлительно инициировать расследование по факту возможной измены родине», — говорится в публикации.
Бывший депутат парламента страны Марина Таубер раскритиковала тезис о том, что «маленькой стране сложно». «Это прямое признание провала правящей партии и экономического управления. Все годы Майя Санду шла к власти под лозунгами «сильной Молдовы». Сегодня она фактически признает, что не верила в страну, которой руководит, и даже не собиралась ее развивать», — объяснила она.
Молдавские коммунисты также выступили с обращением, в котором говорится о национальном предательстве. «Подобную ситуацию невозможно представить ни в одной другой стране. Государства борются за свой суверенитет, укрепляют его, воспитывают в гражданах чувство гордости за собственную страну. И только в Молдове те, которые пришли к власти путем фальсификации, подлога и подкупа избирателей, выступают за ликвидацию», — подчеркивается в публикации.
«Румыния будет к этому готова»
Майя Санду не первый раз говорит об объединении с Румынией. В 2021 году она уже заявляла, что готова к проведению референдума. «Есть много людей, которые поддерживают эту инициативу, но есть и другая часть общества, которая напугана идеей объединения. Такой большой проект может быть реализован только при поддержке подавляющего большинства. Посмотрим, как будут развиваться события», — тогда уверяла она.
Соцопросы при этом свидетельствуют, что за объединение Молдавии и Румынии выступает 20–30% молдаван. Сторонники этой идеи объясняют, что разочарованы молдавскими политическими элитами, а также удручены экономическими трудностями. Против объединения традиционно выступает 50–60% молдаван.
В Румынии вопрос объединения с Молдавией тоже активно обсуждается. В марте 2024-го премьер-министр страны Марчел Чолаку заявил, что в Молдавии живут «только румыны». «Нет молдаван, не существует молдавского языка, это румынский язык, и это румыны», — сказал он. В июне прошлого года президент страны Никушор Дан в ходе визита в Кишинев заявил, что придерживается унионистских взглядов. По его словам, когда большинство молдаван выскажутся за объединение, «Румыния будет к этому готова».
Если о политическом объединении пока только говорят, то в других сферах интеграция идет вполне активно. В 2023 году Молдавия передала свою газотранспортную систему в управление румынской компании. В прошлом году Кишинев начал закупать из соседнего государства электроэнергию — чиновники тогда говорили, что к 2029 году энергосистемы двух стран будут объединены.
В 2023 году молдавский парламент также одобрил переименование молдавского языка в румынский, в школах преподают предмет «История румын». Активно переформатируется информационное пространство: российские и пророссийские СМИ выдавливаются, а медиаресурсы, базирующиеся в Бухаресте, становятся более заметными. Молдавские и румынские вооруженные силы регулярно проводят совместные учения.
Что говорят эксперты
Молдавский политолог Александр Кориненко считает, что в любой другой стране президенту уже угрожала бы процедура импичмента, но не в Молдавии.
— Это нонсенс, когда гарант Конституции призывает к ликвидации собственного государства. В нашем случае, однако, никаких последствий для Санду не будет. В Молдавии есть ряд унионистских политиков и партий, которые прямо призывают к слиянию двух стран, у правоохранительных органов вопросов к ним не возникает. Общество, к сожалению, тоже не реагирует. Люди заняты собственным выживанием, разочарованы в оппозиции и политике вообще, поэтому предпочитают пропускать всё мимо ушей, — объясняет он.
Еще один молдавский политолог Корнелиу Чуря отмечает, что объединения двух стран в обозримом будущем ожидать не стоит.
— Я думаю, это было спонтанное заявление, которое стало серьезной политической ошибкой Майи Санду. На сегодняшний день большинство молдаван против объединения. Отдельно стоит сказать про Приднестровье и Гагаузию, которые однозначно против. Не вызывает эта идея энтузиазма и в Евросоюзе, которому в случае слияния придется тянуть еще и Молдавию. Да и Румыния не форсирует события, потому что понимает, что объединение будет делом недешевым, — указывает он.
Известия. 13.01.2026

