Транспортные коридоры Евразии: конкуренция или взаимодополнение?

Алексей Безбородов, управляющий партнер ООО «Инфра Проекты»; ведущий эксперт Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ

Марина Белоглазова, ведущий аналитик ООО «Инфра Проекты»


Распространено убеждение, что транспортные коридоры – это инструмент геополитики. Сторонники этой точки зрения полагают, что объекты логистической инфраструктуры и транспортные коридоры создаются и форсируются в интересах одних государств или групп государств и являются угрозой для других.

Отчасти это справедливо: контроль над коридором даёт его владельцу значительные преимущества – от доступа к коммерческим данным и возможности влиять на грузопотоки до использования маршрута для военной логистики в случае конфликта.

Однако здесь кроется противоречие: можно использовать существующий коридор в манипулятивных целях, но невозможно с помощью исключительно политической воли создать жизнеспособный коридор.

Политики, делающие ставку на транспортный проект с геополитическими амбициями, часто упускают из виду главное: только экономически целесообразный и эффективно функционирующий коридор становится реальным инструментом контроля и влияния. Без понимания рыночных механизмов, спроса и логистической конкуренции масштабные инфраструктурные проекты рискуют остаться «дорогами в никуда».

В этом докладе исследуется феномен транспортных коридоров, механизмы и драйверы их создания, развития и функционирования. В фокусе – сухопутные коридоры, но для контекста есть и краткий обзор морских маршрутов. Цель исследования – ответить на вопросы, являются ли коридоры орудием геополитики и могут ли транспортные коридоры Евразии стать угрозой для российских интересов.

Краткий ответ: нет. Но именно подобные опасения заставляют государства направлять усилия и ресурсы на развитие транспортных коридоров, проходящих через территории, контролируемые дружественными или нейтральными режимами, а также на инфраструктурные проекты, позиционируемые в рамках абстрактных перспективных коридоров без анализа их экономической целесообразности и жизнеспособности.

В последнее десятилетие тема транспортных коридоров в Евразии находится в центре внимания международного сообщества. Изначально воспринимавшиеся как сугубо экономические проекты, направленные на развитие торговли и логистики, эти инициативы приобрели новое стратегическое звучание благодаря китайской инициативе «Пояс и путь» (ИПП). Китай является крупнейшим торговым и экономическим партнёром всех стран мира – неудивительно, что любая инициатива, а уж тем более такая масштабная, привлекает пристальный интерес, порождает массу интерпретаций, в том числе теорий заговора.

Заявленная цель ИПП – кардинальное повышение инфраструктурной связности континента. И далеко выходящие за рамки логистики интерпретации и теории заговора являются логичным следствием осознания важности и основополагающей роли логистической инфраструктуры. Собственно, это понимание и лежит в основе восприятия транспортных коридоров в качестве инструментов влияния и манипулирования. В ответ на ИПП в западноевропейских странах были выдвинуты планы создания транспортных маршрутов, которые позиционируются как проекты, альтернативные китайским и российским, и нацелены на ограничение влияния геополитических оппонентов России и Китая.

И всё же это так не работает: недостаточно просто потратить ресурсы на создание инфраструктуры или даже её совокупности, чтобы получить влияние над торговыми потоками.


Транспортные коридоры Евразии: конкуренция или взаимодополнение?

Международный дискуссионный клуб "Валдай". 19.20.2025

Читайте также:

Добавить комментарий