Нести вклад: в ШОС создадут депозитарий на замену Euroclear и Clearstream
Анастасия Костина, Мария Колобова, Алена Нефедова
Россияне снова смогут свободно вкладываться в иностранные активы, а зарубежные инвесторы — финансировать проекты в РФ: страны ШОС создадут депозитарий на замену Euroclear и Clearstream. Эту функцию на себя должен взять новый Банк развития Шанхайской организации сотрудничества, заявил «Известиям» глава Минфина Антон Силуанов. Разработкой концепции банка ШОС уже активно занимаются Россия и Китай. Стороны затронули его ключевые функции на ВЭФ, а более предметно обсудят их на заседании финансового диалога этой осенью, рассказал министр. Как это снизит зависимость от западной инфраструктуры и есть ли риски — в материале «Известий».
Как будет работать Банк развития ШОС
По итогам недавнего саммита ШОС в Китае было принято много ключевых решений. Среди них — учреждение Банка развития ШОС. Активную роль в этом взяли на себя Россия и КНР. После саммита, уже в Пекине, стороны провели масштабные двусторонние переговоры. Обсуждение актуальных вопросов, включая Банк развития ШОС, продолжилось и на Восточном экономическом форуме — на уровне Министерства финансов, рассказал «Известиям» глава российского Минфина Антон Силуанов.
По его словам, «нужно иметь собственную независимую платежную инфраструктуру». Это особенно важно на фоне санкций, когда финансовые каналы Запада становятся недоступны не только для России, но и для других партнеров. В частности, поэтому, по словам министра, обсуждается и вопрос создания на базе банка ШОС независимого депозитария.
— Нам бы хотелось, чтобы этот банк — возможно, на его базе или он — создал возможности для того, чтобы наши инвесторы в наших странах могли свободно покупать, продавать бумаги в любых странах. То есть в своем роде такую независимую депозитарную функцию выполнять. Эта тема тоже обсуждалась с нашими китайскими партнерами, — отметил Силуанов.
Уже более трех лет российские инвесторы пытаются вернуть контроль над иностранными ценными бумагами и невыплаченными доходами. Большинство из активов из-за западных санкций заблокированы в крупнейших европейских депозитариях Euroclear и Clearstream с 2022 года. Поэтому инвестиции для россиян стали носить весьма рискованный характер. Через Банк развития ШОС можно будет финансировать инвестпроекты в странах организации, а также предоставлять их гражданам и компаниям сервисы финансового рынка, которыми они по тем или иным причинам не располагают, объясняет независимый эксперт Андрей Бархота.
Таким образом, Банк развития ШОС фактически может стать реальной альтернативой европейским депозитариям. Однако пока рано говорить о том, что всё это будет работать именно так. Для роста вложений в бумаги иностранных эмитентов через депозитарий банка ШОС всё же есть препятствия. Среди них — высокая доходность рублевых бумаг, а также неоднозначный прогноз по котировкам бумаг, номинированных в иностранной валюте, обращает внимание эксперт. Кроме того, есть и относительный риск заморозки активов, так как эмитироваться и учитываться иностранные ценные бумаги будут вне нашей страны, а значит, и расчеты будут проходить там же, отмечает независимый финансовый советник Анна Усенко. Но, по ее словам, потенциал, безусловно, есть.
— ШОС может стать инструментом для бесшовной торговли иностранными ценными бумагами между странами, которые заключат соглашение, — говорит эксперт.
Вопрос и в том, насколько азиатский рынок (страны ШОС в основном представляют именно этот регион) сможет оправдать ожидания инвесторов.
Все эти аспекты Москва и Пекин договорились уже более предметно «проговорить» на предстоящем этой осенью заседании в рамках российско-китайского финансового диалога, рассказал «Известиям» Силуанов. Этот механизм действует с 2006 года: в нем участвуют представители министерств финансов, ЦБ, а также коммерческих банков России и Китая.
К слову, многое будет зависеть от политики центробанков, причем, конечно, не только РФ и КНР. Инфраструктурные возможности и желание каждой из стран ШОС будут ключевыми, добавила Усенко.
Что Банк развития ШОС даст российскому бизнесу
Странам ШОС уже есть на что опираться в реализации нового проекта. При участии и России, и Китая созданы и успешно функционируют Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Новый банк развития БРИКС.
— Видим, что действующие банки — АБИИ и НБР — фондируются, кредитуют в иностранной валюте не стран-участников. Поэтому я говорю: если создаем новый финансовый институт, давайте сделаем его тоже независимым от западных валют, с тем чтобы свободно кредитовать что хочешь, кого хочешь, — подчеркнул Антон Силуанов.
С 2022 года российским заемщикам закрыт доступ к глобальным финансовым рынкам из-за санкций США и ЕС, а китайские банки избегали сделок с российскими компаниями из-за риска вторичных санкций. При этом взаимодействие, по крайней мере, между РФ и КНР по упрощению финансирования проектов уже обретает практическое наполнение. Так, Китай готовится открыть внутренний рынок облигаций для крупных российских энергетических компаний, таких как «Газпром», «Газпром нефть» и «Росатом». Открытие рынка свидетельствует об углублении дипломатических и экономических связей между Россией и Китаем.
— Размещение облигаций в КНР даст этим компаниям возможность привлекать деньги по более доступным ставкам в юанях, что важно на фоне высокой стоимости кредитов в России и запрета на зарубежные займы. Это позволит получать финансирование для таких масштабных проектов, как «Сила Сибири – 2» и строительство АЭС, — говорит Анна Усенко.
Пока же из наиболее реальных и ближайших задач Банка развития ШОС — оперативно предоставлять межгосударственные кредиты. А значительно упростят ее цифровые расчеты, развитие которых, по словам Силуанова, — в приоритете.
— Мы с нашими партнерами из Китая обсуждали тему о том, чтобы этот банк занимался — первое — новыми видами расчетов, цифровыми расчетами, цифровыми рублями, цифровыми валютами, цифровыми финансовыми активами, чтобы быть независимым от западной инфраструктуры, — рассказал глава Минфина.
«Цифровые расчеты» — означает, что банк ШОС призван аккумулировать избыточную ликвидность и направлять ее на финансирование проектов в странах, где на это высокий спрос. При этом наиболее выигрышно в этой конструкции выглядит финансирование в юанях, сказал Бархота.
В любом случае главная и основная задача нового банка — это снизить уровень зависимости членов ШОС от западной финансовой инфраструктуры и позволить свободно развиваться торговле между странами.
— Ключевым элементом станет синхронизация уже действующих национальных платежных систем между собой. Это создаст мощную платформу для трансграничных расчетов без участия западных посредников и внешних рисков, — резюмировал основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский.
По оценкам экспертов, даже частичный перенос 30–40% взаимной торговли на эту платформу эквивалентен $700–800 млрд и позволит странам-участницам экономить миллиарды на банковских комиссиях.
Всё это также позволит привлечь новые активы и дать возможность иностранцам прийти на привлекательный с точки зрения возможностей российский рынок и нарастить инвестиции в экономику РФ, отмечает Усенко. Из-за высокой ключевой ставки ЦБ (18%) многие компании не справляются с обслуживанием дорогих кредитов, а деньги на развитие необходимы. Поэтому зарубежные инвесторы сегодня могут стать дополнительным источником финансирования российского бизнеса.
Известия. 11.09.2025