Возвести в порядок: смогут ли власти Сербии справиться с протестами
Кирилл Фенин
Ситуация в Сербии продолжает накаляться, противники власти нападают на офисы правящей партии и административные здания. Положение может еще больше ухудшиться в сентябре, поскольку возможен конфликт внутри правящих кругов республики, заявил «Известиям» сербский депутат Драган Станоевич. По мнению экспертов, у Белграда есть два сценария на крайний случай: досрочные выборы или жесткое подавление митингов. Президент Александр Вучич предупредил, что власти будут действовать решительно и наведут порядок в стране.
Попытка цветной революции в Сербии
В сентябре возможно дальнейшее обострение ситуации в Сербии, продолжатся жесткие блокировки дорог и зданий, а также нападения на офисы правящей партии, рассказал «Известиям» глава комитета сербского парламента по вопросам диаспоры и сербов региона Драган Станоевич. Он отметил, что существует «угроза предательства внутри государственной системы Сербии» из-за наличия в ней недовольных.
— В народе тоже есть много недовольства. Также есть проекты, которые реализуются с помощью внешних игроков, западных, естественно. К сожалению, решения, которые принимает сегодняшняя власть, не успокаивают людей. И мало того, многие из них ошибочные, — сказал «Известиям» парламентарий.
Политик не ожидает проведения досрочных выборов в ближайшее время, поскольку это приведет к вакууму власти. Внеочередная избирательная кампания в этом году возможна только в случае чрезвычайного происшествия и резкого усиления протестов, уверен он. В правительстве Сербии существуют условно прозападное и пророссийское крылья. Например, на развитие отношений с РФ настроены глава МВД Ивица Дачич, министр без портфеля Ненад Попович. До недавнего времени пост вице-премьера занимал симпатизирующий России Александр Вулин. Между тем главу МИДа Марко Джурича и министра энергетики Джедович-Ханданович называют более прозападными политиками.
Массовые беспорядки и нападения на здания в Белграде — попытка организовать оплаченную извне цветную революцию, заявил президент Александр Вучич. Он отметил, что финансирование подобных беспорядков не продумано, а у зачинщиков нет плана и программы, которые они предложат народу Сербии.
Вечером 18 августа по республике вновь прокатились массовые беспорядки. Митингующие забросали камнями и пиротехникой одно из белградских отделений правящей Сербской прогрессивной партии. Ранее в тот же день в Белграде неизвестный был задержан за попытку поджечь Музей Югославии.
А 17 августа в городе Валево противники властей подожгли здания городской администрации, суда и прокуратуры, а также офис правящей Сербской прогрессивной партии. Нападения на отделения сторонников президента Вучича стали новой формой протестной активности — подобные случаи были зафиксированы и в других городах. Напомним, в целом эта волна протестов в стране началась после трагедии в городе Нови-Сад в ноябре 2024 года. Тогда обрушился 50-метровый козырек из бетона, металла и стекла, погибли 15 человек, в том числе трое детей. Именно после этого случая Сербия погрузилась, по сути, в политический кризис.
Власти республики в ответ обещают принять решительные меры по наведению порядка в ближайшие три-четыре дня. При этом вводить чрезвычайное положение сербское правительство не намерено. Вместо этого будут мобилизованы все имеющиеся силы.
— Они (противники власти. — Ред.) будут каждую ночь искать точку, где что-то поджечь, пока кого-то не убьют. Но государство будет действовать решительно. Никаких внешних указаний нам не нужно, мы наведем порядок в своей стране и освободим граждан от террора и зла, — подчеркнул сербский лидер.
Вероятность цветной революции достаточно высокая, но не стопроцентная, сказал «Известиям» программный менеджер РСМД Милан Лазович. По его мнению, иностранное влияние, безусловно, есть, но на данном этапе пока что носит ограниченный характер. Запад не видит адекватной замены нынешнему президенту Александру Вучичу.
— Для того, чтобы произошла цветная революция, сначала нужно подготовить лидеров общественного мнения, которые могли бы встать на политический трек внутри страны. Но не стоит обманываться: этот процесс явно идет. В Сербии мы имеем дело не с классической, а модифицированной попыткой цветной революции, — сказал эксперт.
Премьер Сербии Джуро Мацут в интервью «Известиям» ранее подчеркнул: над дестабилизацией ситуации в стране работают западные спецслужбы. Президент Вучич говорил, что в протесты «вложены миллиарды евро».
Основной движущей силой этого протеста стали студенты. При этом ярких лидеров у оппозиции сейчас нет, что не дает ей возможности бросить властям вызов на выборах. Нельзя сказать, что протесты полностью проевропейские, но страны Запада активно пытаются их использовать для давления на президента Вучича. Используя нестабильность, ЕС и Великобритания стремятся заставить Белград признать Косово и не препятствовать смене власти в Республике Сербской (энтитет Боснии и Герцеговины).
Великобритания и Германия также настаивают на необходимости убрать с наиболее важных постов фигуры и политиков, поддерживающих связи Белграда с Москвой, писали ранее «Известия». Кроме того, Лондон и Берлин требуют от Сербии прекращения прямых авиаперелетов в РФ и введения визового режима для россиян. Сейчас Белград отказывается вводить санкции в отношении нашей страны, несмотря на мощное давление.
Какие варианты есть у правящей партии
Эксперты видят два сценария на крайний случай — если ситуация не успокоится: досрочные выборы в парламент или же силовое подавление протестов. Внеочередные выборы депутатов — один из проверенных Вучичем приемов, с 2012 года в Сербии прошло шесть парламентских избирательных кампаний. Обычно это хороший способ разрешить политические противоречия, поскольку Сербия довольно часто сталкивается с протестами.
Кроме того, внезапное объявление голосования — а в таких случаях много времени в запасе быть не может — дает преимущество правящей партии. Например, на прошлых выборах в парламент в декабре 2023-го, которые тоже проводились досрочно, Сербская прогрессивная партия получила 129 мест из 250.
С другой стороны, демонстрантам довольно успешно удалось раскрутить уровень недовольства лично Александром Вучичем и его командой. В этих условиях сложнее добиться высоких рейтингов, отметил Милан Лазович.
— Власть пока не соглашается на новые досрочные выборы. У нее есть неплохие шансы в целом, но сейчас они будут явно хуже, чем, например, на прошлых досрочных парламентских выборах в декабре 2023 года. И даже если результат у нынешней команды вновь будет высоким, протестующие явно его не признают и назовут фейком, — отметил политолог.
В краткосрочной перспективе Александру Вучичу потеря власти не угрожает. Для того чтобы он согласился на проведение внеочередных выборов — хоть парламентских, хоть президентских, — к этому его должны недвусмысленно призвать США и ЕС. Они пока этого не делают, говорит директор Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Екатерина Энтина.
— В среднесрочной перспективе (скажем, полутора лет) правящая партия вряд ли продолжит иметь подавляющее большинство, но останется крупной парламентской силой, собирающей 15–20% электората, и Вучич вполне может ее вновь возглавить, — сказала «Известиям» политолог.
У сербских властей мало возможностей самостоятельно подавить протесты силой, считает Энтина. Однако обращаться за помощью Белграду не к кому: Сербия придерживается нейтралитета и не состоит в военных альянсах, таких как НАТО или ОДКБ.
Однако экс-депутат сербского парламента Золтан Дани полагает, что власти способны предотвратить дальнейшую эскалацию, поскольку представители прозападной оппозиции в основном находятся «под контролем».
— Европейские СМИ, особенно немецкие (а значит, ветер дует оттуда), обвиняют политическое руководство в чрезмерном применении силы, но это неправда. Манипулирование СМИ происходит постоянно. Распространяется дезинформация, сфабрикованная в ЕС. Но пока что ситуация находится под контролем, — сказал он «Известиям».
Протесты — часть политической культуры Сербии. Именно из-за массовых беспорядков, получивших название «Бульдозерная революция», в 2000 году был вынужден уйти в отставку президент Слободан Милошевич. Не менее серьезные протесты прошли в Сербии после массовой стрельбы в школе в Белграде, когда погибли десять человек. Летом 2024 года сербские экоактивисты и оппозиция выступили против добычи лития в долине реки Ядар компанией Rio Tinto. Без протестов не обходится ни одна предвыборная кампания в стране.
Известия. 20.08.2025