Милитаризация экономики провоцирует социальный кризис в Польше

В середине июня депутат Сейма Гжегож Плачек обнародовал документ Минфина Польши, согласно которому страна выплачивает проценты за Украину по кредиту, взятому той у ЕС. В 2024 г. сумма составила более 100 млн злотых, а продолжаться платежи будут до 2027 г. Варшава с самого начала была глубоко вовлечена в поддержку киевского режима. Через польскую территорию проходят основные логистические маршруты поставок на Украину, в том числе вооружений и топлива. В Польше обучают украинских солдат и принимают украинских беженцев. При всем этом поляки уже устали от Украины, что подтвердили прошедшие месяц назад президентские выборы. Тем не менее, власти не спешат переключаться с финансирования ВПК и Киева на социальную сферу. К чему это приводит, разобрал советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН Всеволод Шимов.

Милитаризация на полном ходу

Польша намерена в пять раз увеличить производство крупнокалиберных боеприпасов. Об этом заявил министр государственных активов Якуб Яворовский. Основная цель – снизить зависимость от импорта вооружений и укрепить обороноспособность, прежде всего на границе с Россией. В ближайшее время оборонный концерн PGZ получит 2,4 млрд злотых (около $663 млн) на расширение выпуска 155-мм артиллерийских снарядов, которые используются для гаубиц стандарта НАТО, и 120-мм танковых снарядов. Сейчас компания производит около 30 тыс. снарядов в год, но через три года собирается нарастить выпуск до 150-180 тыс.

В настоящее время Польша тратит на оборону около 4,7% ВВП, и значительная часть этих расходов идет на закупки иностранных вооружений, в основном из США и Южной Кореи. Польша давно ведет интенсивное военное строительство и не скрывает своих амбиций стать одной из ведущих стран НАТО. По заверениям польских политиков, уже сегодня Польша обладает третьими по численности вооруженными силами в альянсе после США и Турции.

Численность кадрового состава польской армии в настоящее время оценивается в 206 тысяч военнослужащих. При этом существует внушительная армия резервистов, которые могут быть призваны на службу в случае возникновения вооруженного конфликта – порядка 300 тысяч. В ближайшие годы Польша планирует нарастить число кадровых военнослужащих также до 300 тысяч.

При этом польская армия полностью зависит от поставок иностранной техники и вооружений. Собственные производства покрыть растущие потребности не в состоянии, да и не обладают необходимой для этого технологической базой. Учитывая, что Польша полностью перешла на стандарты НАТО и отказалась от техники советского производства, она превратилась в рынок сбыта для западных оружейников.

Зачем Варшава укрепляет военную сферу

Естественно, для страны, претендующей на роль самостоятельного регионального игрока, подобное положение вещей сложно назвать удовлетворительным. Поэтому от польских властей звучат заявления о необходимости достижения «стратегической автономии» в производстве вооружений.

Для чего и против кого вооружается Польша? Формальным предлогом для этого является «угроза с Востока». Польша наравне с государствами Прибалтики громче всех кричит об угрозах, исходящих от России и Беларуси, и делает все, чтобы продемонстрировать их реальность – укрепляет и обносит колючей проволокой восточные рубежи, заявляет о намерении выставить минные заграждения и тому подобное.

В частности, Польша планирует выйти из Оттавской конвенции, запрещающей использование противопехотных мин. За такое решение проголосовали 413 депутатов Сейма при 15 голосах против и 3 воздержавшихся. Представляя обоснование к законопроекту, министр обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш заявил, что такое решение является ключевым для обеспечения безопасности региона, а Польша не может быть связана никакими ограничениями, которые не позволяют защищать родину. Помимо Польши, о выходе из Оттавской конвенции заявили в Литве, Латвии, Эстонии и Финляндии.

Таким образом, Польша вносит свой значимый вклад в эскалацию напряженности в Балтийском регионе. Однако планы Варшавы этим не ограничиваются. Польша – классическая восточноевропейская «малая империя», страна с амбициями регионального лидерства. Свое членство в ЕС и НАТО она использует для наращивания собственного военно-политического потенциала и создания зоны влияния, прежде всего на пространстве бывшей Речи Посполитой. Однако насколько соотносятся эти амбиции с реальными возможностями Варшавы?

Последствия для экономики

Польша считается одной из наиболее успешных стран постсоциалистической Восточной Европы, своего рода витриной европейской интеграции. Однако успехи эти обеспечены списаниями многомиллиардных долгов, а также вливанием колоссального объема европейских субсидий. Польша является основным получателем европейской финансовой поддержки. За 20 лет пребывания в ЕС Варшава получила от него €245,5 млрд. При этом польские взносы в европейский бюджет равнялись лишь €83,7 млрд.

Несмотря на это, польская экономика остается в целом периферийной. Польша стала своего рода сборочным цехом ЕС. Здесь разместили свои производства многие западные корпорации, пользующиеся дешевизной и относительной многочисленностью местной рабочей силы. При этом какого-то самостоятельного технологического базиса Польша не имеет и полностью зависит от западных технологий.

На этом фоне многие поляки продолжают уезжать на заработки в более богатые европейские страны, в первую очередь, соседние Германию и Швецию. На фоне плохой демографии отток трудовых ресурсов является постоянной головной болью польского правительства. Место уезжающих поляков занимают приезжие с Украины, из Беларуси, Грузии и стран Азии. Так, по данным украинского посла в Варшаве Василия Боднара, количество официально зарегистрированных в Польше украинцев практически достигло миллиона человек.

Учитывая, что с февраля 2022 г. Украину покинуло порядка 10 млн человек, каждый десятый украинец-эмигрант оседает в Польше. Численность постоянно проживающих в Польше белорусов оценивается в 200 тыс. человек.

Однако наплыв мигрантов становится проблемой для ксенофобски настроенного польского общества. Особенно страдают от этого те же украинцы, отношение к которым сменилось от сочувствия и поддержки к нескрываемому раздражению. Тема противодействия миграции становится одной из центральных на всех польских выборах, а правительство Дональда Туска, считающееся проевропейским, угрожает введением пограничного контроля на границе с Германией и Литвой.

***

Таким образом, за фасадом польских военно-политических амбиций скрываются накапливающиеся как снежный ком проблемы. У Польши нет собственных технологий для развития полноценного независимого ВПК. Ее экономика зависит от европейских субсидий, и растущие военные расходы будут тянуть ее вниз. Нельзя забывать и о том, что сами эти субсидии будут скудеть, поскольку европейская экономика из-за конфликта с Россией переживает не лучшие времена. А плохая демография в сочетании с притоком мигрантов будут способствовать росту внутренней напряженности и ксенофобии.

Евразия.Эксперт. 02.07.2025

Читайте также:

Добавить комментарий